Анализ особенностей систем повышения квалификации работников образования за рубежом

 
Код статьиS181570410020908-3-1
DOI10.54884/S181570410020908-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: начальник отдела научно-организационного обеспечения
Аффилиация: СПб филиал ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: aспирант
Аффилиация: ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: заведующая лабораторией
Аффилиация: СПб филиал ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (64)
Страницы148-154
Аннотация

В статье проанализированы системы повышения квалификации, действующие за рубежом (Сингапур, Китай, Финляндия). Представлены их основные характеристики, актуальные для Российской Федерации в рамках модернизации систем повышения квалификации.

 

Ключевые словасистема повышения квалификации, работники образования, государственная политика, неформальное образование, менторство
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках исполнения государственного задания на 2020 год ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» по теме «Моделирование региональной системы повышения квалификации работников образования в условиях развития пространства непрерывного образования РФ».
Получено27.06.2022
Дата публикации27.06.2022
Кол-во символов21447
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Глобальные процессы изменений в нашем обществе, способствующие динамичному развитию образовательной политики, привели к модернизации системы повышения квалификации работников образования. Особое место сегодня отводится региональным системам. Традиционно устоявшиеся региональные системы повышения квалификации работников образования РФ не всегда готовы к решению реальных проблем профессиональной педагогической деятельности.
2 В процессе разработки проекта «Моделирование региональной системы повышения квалификации работников образования в условиях развития пространства непрерывного образования РФ» планируется; сформировать новую систему отношений, предполагающую прямой выход на удовлетворение персонифицированных образовательных запросов педагогов с помощью системы мониторинга, использовать консолидированные ресурсы, включающие в систему повышения квалификации дополнительные внесистемные ресурсы (профессиональные сообщества, общественные объединения); перестроить модели образовательных программ (принципы перестройки: гибкость, модульность, практикоориентированность, персонифицированность) [1].
3 Особо отметим, что стратегических решений требует использование в системе повышения квалификации таких внесистемных ресурсов как, (неформальное и информальное образование), общественная оценка в системе аттестации педагогических работников (фиксирование профессиональных и личностных компетенций), создание электронных площадок для горизонтального обучения, обмена практиками. Предполагаем, что включение в систему повышения квалификации внесистемных ресурсов, новых моделей образовательных программ, изменения системы оценки результатов образования приведут к формированию субъектной позиции педагогических работников и их работодателей, новой системы отношений (сетевое взаимодействие), нового смысла повышения квалификации: переход от планового подхода к формированию курсов повышения квалификации, к индивидуализации (персонификации) данного процесса, изменению качества школьного образования, соответствующего требованиям PISA.
4 Актуализация исследований в сфере повышения квалификации работников образования требует также критического анализа существующих систем, изучения реализующихся в других странах моделей и их компонентов. Рассмотрим характеристики систем повышения квалификации работников образования, созданных в Сингапуре, Китае, Финляндии; выделим качества, потенциально способные с позитивными эффектами транслироваться в системах повышения квалификации других стран. Отметим, что наш страновой выбор обусловлен высоким уровнем качества образования по данным международных рейтингов, наличием «устоявшихся» доказавших свою эффективность систем профессионального развития педагогических кадров.

всего просмотров: 261

Оценка читателей: голосов 0

1. Якушкина М.С. Модернизация региональных систем повышения квалификации работников образования в пространстве непрерывного образования взрослых // Сибирский педагогический журнал.-2020. - № 3. – С. 27-34.

2. Новаковская Ю.В. Нужна ли нам сингапурская система образования? // Естественнонаучное образование: новые горизонты. – М.: МГУ, 2017. - С. 70-85.

3. Котельникова Н.Н. Инновационные формы повышения квалификации учителей в Китае // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011). – Т. 2. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 151-153. – URL: https://moluch.ru/ conf/ped/archive/ 19/974/ (дата обращения: 07.06.2020).

4. Новикова Т.Г. Финский опыт реализации профессионального образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- М.: АПКиППРО, 2011. - №3. - С. 72-77.

5. Centre for Development of Teaching and Learning at National University of Singapore. – Режим доступа: http://www.cdtl.nus.edu.sg/cpdp/ (дата обращения: 07.06.2020)

6. Сергиенко А.Ю. Проектирование профессионального роста учителя с использованием стажировочной площадки в системе образования Сингапура // Человек и образование.-2015. - №4. - С. 134-138.

7. Краснова А.А. Развитие системы непрерывного образования в Китае // Вестник РУДН. Серия Информатизация образования, 2015. - №3. – С.96-105.

8. Pearson Foundation, Finland - Strong Performers and Successful Reformers in Education. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=ZwD1v73O4VI (дата обращения: 07.06.2020)

9. Воробьев Н.Е. Особенности системы образования в Финляндии Электронный ресурс: Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/ CKpEs_1Y PD4.html (дата обращения: 07.06.2020).

10. Арутюнян В.Э. Особенности мотивации профессионального развития педагога в системе повышения квалификации: дис ... канд. псих. наук.- Ростов-на-Дону: Юж. федер. ун-т, 2012. - 196 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх