Вызовы современной школы в условиях цифрового образования

 
Код статьиS181570410020886-9-1
DOI10.54884/S181570410020886-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры педагогики и психологии
Аффилиация: ГАОУ ДПО "Ленинградский областной институт развития образования"
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (64)
Страницы51-54
Аннотация

Активная трансформация общего образования, ориентация на обучение новым навыкам XXI века возможна при условии внедрения таких современных цифровых технологий в образовательный процесс, которые соответствуют запросу экономики и общества, особенностям развития современных школьников и интересны современному поколению. В статье рассматриваются вопросы готовности образовательных организаций к переходу на цифровое образование и широкое использование новых цифровых технологий в образовательном процессе. Представлены основные преимущества активного использования цифровых технологий в образовании для решения задач, которые не решаемые или плохо решаемые современной российской школой на основе традиционных технологий.

 

Ключевые словаобщее образование, школа, цифровизация образования, цифровые технологии
Получено27.06.2022
Дата публикации27.06.2022
Кол-во символов9947
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Активное развитие экономики, сферы производства в условиях повсеместного внедрения цифровых технологий требует нового качества образования, новых компетенций и образовательных достижений современного человека.
2 Ключевыми факторами, определяющими потребность в построении цифрового образовательного процесса, выступают следующие тенденции, характеризующие становление цифрового общества [2, 7]:
  • цифровая экономика и новые требования к кадрам;
  • новые цифровые технологии, формирующие цифровую среду и развивающиеся в ней;
  • цифровое поколение (новое поколения обучающихся, имеющее особые социально-психологические характеристики).
3 Низкий уровень информационной культуры в целом явился серьезным препятствием для качественного развития цифровых технологий в России, модернизации экономики и государства в целом, повышения его конкурентоспособности и национальной безопасности, уровня и качества жизни населения [5, 7]. Новая информационная реальность, формирование новых цифровых компетенций наряду с базовыми знаниями, особой культуры использования современных цифровых технологий на основе сетевого взаимодействия, являются стратегической задачей системы российского образования в условиях существенного увеличение объема и доступности разнообразной информации [3].
4 Именно поэтому целью настоящего исследования явилось изучение текущего состояния развития школы и ее технической оснащенности, а также определение ключевых преимуществ использования цифровых технологий в образовательном процессе.
5 Создание цифровой образовательной среды на основе активного использования новых цифровых технологий, соответствующей запросам цифровой экономики и включающей современную информационную инфраструктуру и кадры, способные ее использовать, является ключевым направлением развития образования.
6 Процесс цифровизации образования связан прежде всего с внедрением цифровых технологий в образовательный процесс. При этом согласно исследованиям [1, 10], современные цифровые технологии становятся частью педагогики и предметных методик в эпоху цифрового образования, когда как сама методология образования становится информационной, а предметом педагогики становится информационная культура личности, включая вопросы информационной безопасности, медиакомпетентности и медиакультуры.
7 Растущее отставание от требований цифровизации экономики и основных сфер общественной жизни – одна из серьезных проблем современной российской школы [9]. При этом особенно важно решение двух ключевых проблем:
  • в образовательных организациях недостаточно широкого применяются эффективные цифровые технологии и инструменты, уже активно используемые детьми и взрослыми во многих других сферах повседневной деятельности;
  • образовательные организации не используют возможности цифровых технологий для персонализации обучения (выбор траектории, разнообразие учебных материалов, помощь при учебных трудностях), повышения мотивации обучающихся (интерактивные учебные материалы, обучающие игры), облегчения рутинной деятельности педагогов и управленцев (мониторинг, отчетность, проверка работ).

всего просмотров: 251

Оценка читателей: голосов 0

1. Абдуразаков М.М., Мухидинов М.Г. Проектирование модели подготовки к современной профессиональной деятельности будущего учителя информатики // Педагогика. №5. 2016. – С. 71-79

2. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова – 2020. – 98 с.

3. Колыхматов В.И. Современные цифровые образовательные технологии в школах Ленинградской области в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2018. – №8 (162). – С. 87-92.

4. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. – М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. – 76 с.

5. Кривенкова И.В., Лавренова Е.В., Теплякова А.Ю. К вопросу о развитии информационно-технологической компетентности взрослого населения России // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – М., 2017. – т.13. – № 1. – С. 160-165.

6. Митрофанов К.Г., Зайцева О.В. Применение инновационных компьютерных технологий в сфере образования: основные аспекты и тенденции // Вестник ТГПУ. – Томск, 2009. – вып. 10 (88). – С. 64-68.

7. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет. – М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. – 136 с.

8. Тенденции развития интернета в России : аналитический доклад / Г.И. Абдрахманова, Н.В. Бондаренко, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Координационный центр национального домена сети Интернет, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 184 с.

9. Экспертный доклад «12 решений для нового образования», НИУ ВШЭ, Центр стратегических разработок, 2018 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 11.08.2020).

10. Abdurazakov M., Korotenkov Yu. and Muhidinov M. Educational space representation in cyberspace. // SHS Web of Conferences, Том 29 (2016). URL: http://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2016/07/shsconf_eeia2016_01001.pdf (дата обращения: 11.08.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх