Эстебан Эчеверриа: национальная идентичность и поиски социальных основ аргентинской нации

 
Код статьиS0044748X0012280-7-1
DOI10.31857/S0044748X0012280-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 12
Страницы83-95
Аннотация

В статье рассматриваются взгляды аргентинского мыслителя, поэта и политического деятеля, лидера «Поколения 1837 г.» Эстебана Эчеверрии. Согласно его позиции, главным препятствием для прогрессивного развития Аргентины являлась колониальная структура ― наследство, оставленное Испанией в экономике, политике и культуре. Основной причиной ее сохранения Эчеверриа считал незавершенность Майской революции 1810 г., в результате которой была завоевана независимость, но не свобода, что привело к анархии, гражданским войнам и установлению диктатуры Хуана Мануэля Росаса. Суть мер, которые предлагал Эчеверриа, заключались в создании теории ассоциации. Взяв за образец «Молодую Италию», Эчеверриа и его друзья основали организацию «Молодая Аргентина» (впоследствии переименованную в «Майскую ассоциацию») и вели пропаганду идей Майской революции с целью установления в стране демократии не только в политической, но и во всех других сферах жизни ― в семейных отношениях, в отношениях собственности, в экономике, в распределении богатства и налогов, в организации милиции, в иерархии способностей. Свои воззрения относительно будущего Аргентины Эчеверриа изложил в труде «Социалистическая догма».

Ключевые словаЭчеверриа, Майская ассоциация, «Социалистическая догма», Аргентина, демократия, Майская революция
Получено06.07.2020
Дата публикации30.11.2020
Кол-во символов34822
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 После победы в Войне за независимость народу Аргентины предстояло пройти сложный этап самоидентификации, создания собственных литературы и искусства и, в конечном итоге, утвердить себя в качестве самостоятельной нации, а также сформулировать в качестве таковой основные цели.
2

Политика ускоренной модернизации, проводившаяся либералами-унитариями во главе с первым президентом Аргентины Бернардино Ривадавией (1826—1827 гг.) оказалась неэффективной. Падение Ривадавии открыло путь к торжеству консерваторов-федералистов и установлению диктатуры Хуана Мануэля Росаса (1835—1852 гг.). В отличие от либералов-унитариев, стремившихся «европеизировать» Аргентину, Росас и идеолог диктатуры Педро де Анхелис выступали за укрепление «традиционных» общественных устоев. Они, как и другие консерваторы, избрали в качестве национальной основы ценности испанского наследия. Консерваторы преуменьшали значение Майской революции 1810 г., положившей начало освобождению Аргентины от колониального гнета, которая, по их словам, не была направлена против власти испанской короны, и лишь непонимание этого метрополией привело к провозглашению независимости. Идеи и реформы унитариев осуждались как чуждые иностранные заимствования.

3 Консервативная идеология не завоевала ведущих позиций в общественной мысли. В борьбе с ней появилось «Поколение 1837 г.» — общественно-политическое движение интеллигенции, посвятившей себя борьбе за социальное и духовное обновление страны. Одним из его вождей стал мыслитель, поэт и общественный деятель Эстебан Эчеверриа (1805—1851 гг.).
4 В романтизме, с которым Эчеверриа познакомился в годы учебы в Париже (1826—1830 гг.), он нашел адекватное выражение овладевших им мыслей и чувств, что отразилось не только в его поэзии, но и в общественно-политических взглядах. По возвращении в Аргентину Эчеверриа получил известность как автор ряда романтических поэм, став основоположником аргентинского романтизма. Наряду с литературными занятиями Эчеверриа разрабатывал систему философских, социально-политических и эстетических взглядов, которые легли в основу его концепции создания аргентинской нации. Конспективно он их сформулировал в 1837 г. в «Вводной речи при открытии литературного салона». Салон являлся дискуссионным клубом интеллигенции Буэнос-Айреса. После прекращения его деятельности из-за преследований властей Эчеверриа в 1838 г. создает тайное общество «Ассоциация молодого поколения аргентинцев», или «Молодая Аргентина» по образцу основанных героем итальянского национально-освободительного движения Джузеппе Мадзини в 1831 г. «Молодой Италии» и в 1834 г. «Молодой Европы».
5 В качестве программного документа был принят написанный Эчеверрией «Кодекс, или Декларация принципов, составляющих социальное кредо Аргентинской республики». В 1840 г. после неудавшегося восстания против Росаса Эчеверриа, как и другие члены ассоциации, был вынужден покинуть Аргентину и эмигрировать в Уругвай, где в 1846 г. переиздал отредактированный «Кодекс» под новым названием «Социалистическая догма». Отечественным читателям это произведение известно под названием «Социалистическое учение Майской ассоциации» [1]. Тогда же была воссоздана и разгромленная Росасом организация под названием «Майская ассоциация».

Всего подписок: 0, всего просмотров: 133

Оценка читателей: голосов 0

1. Эчеверрия Э. Социалистическое учение Майской Ассоциации. Прогрессивные мыслители Латинской Америки. М., Мысль, 1965, 432 с.

2. Echeverria E. Obras completas. Buenos Aires, Antonio Zamora, 1951, 1053 p.

3. Очерки истории Аргентины. М., Соцэкгиз, 1961, 588 с.

4. Титов В.Ф. Марксистская философская мысль в Аргентине. М., Изд-во МГУ, 1981, 167 с.

5. Комаров К.В. Аграрный вопрос и война за независимость Аргентины. М., Наука, 1988, 155 с.

6. Шульговский А.Ф. Идейные искания утопических социалистов Латинской Америки и проблема Испании. Историческая судьба Латинской Америки. 500-летие открытия Нового Света. М., 1992, сс. 141–149.

7. Макаревич М.Э. Общественно-политические взгляды Эстебана Эчеверрии. Автореферат канд, истор. наук. М., 1997.

8. Щелчков А.А. Социальная утопия в Латинской Америке в XIX веке. М., Аквилон, 2016, 464 с.

9. Angelis de P. Archivo Americano y el espíritu de la рrensa de mundo. Buenos Aires, Biblioteca Nacional, 2009, 448 р.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх