Педагог в пространстве дистанционного обучения: новые возможности

 
Код статьиS181570410020881-4-1
DOI10.54884/S181570410020881-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация: СПб филиал ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: ведущий научный сотрудник, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования
Аффилиация:
Санкт-Петербургский университет промышленных технологий
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: СПб филиал ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (64)
Страницы22-26
Аннотация

В статье сделана попытка осмысления новых требований к организационно-управленческой деятельности педагога в условиях дистанционного обучения. Рассмотрены возможности, проблемы и риски развития субъектов образования в интерактивной образовательной среде, новая уровневая модель организации взаимодействия субъектов образования.

 

Ключевые словацифровая педагогика, дистанционное обучение, организационно-управленческая деятельность педагога, развитие субъектов образовательного процесса
Получено27.06.2022
Дата публикации27.06.2022
Кол-во символов12080
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Исследование вопросов развития личности как важнейшей составляющей функционирования человека в нашем новом мире всегда было в центре внимания ученых, психологов и педагогов.
2 Многочисленные представления данной проблемы затрагивали такие смысловые области педагогического знания, как организация и руководство самостоятельной работой учащихся (Б.П. Есипов, Р. Г. Лемберг, И. Т. Огородников, П. И. Пидкасистый и др.), развитие познавательных интересов средствами самостоятельной деятельности (М. И. Махмутов, Г. К. Селевко, В. В. Сериков, Г. И. Щукина, И. Я. Ланина и др.), сопровождение и поддержка процессов самоорганизации и самообучения субъектов образования (Т. И. Шамова, П. И. Пидкасистый, Н. Д. Иванова и др.), методические аспекты самообразования в вечерней и заочной школе (Г.Д. Глейзер, Т.Г. Браже, Ж.Л. Витлин, А.Е. Марон и др.).
3 Указанные выше исследования являются основой в построении педагогической теории развития личности.
4 В то же время сегодня в новой реальности сам замысел изменения характера образования, особенно дистанционного, во многом связан с иной методологией и практикой решения вопроса о развитии субъектов образования. В Концепции модернизации образования в России в качестве одной из важнейших ключевых компетенций педагога рассматривается развитие субъектов образования, а основных целей и задач – формирование навыков самообразования и самореализации.
5 Охарактеризуем те вызовы, которые диктует необходимость в современных условиях построения новых моделей образования и развития личности.
6 В современных условиях школа готовит воспитанника к будущей активной социальной и профессиональной деятельности, опираясь на принцип опережающего образования, когда человеческий фактор приобретает особенное значение, что связывается с востребованностью творческих и самостоятельных, ответственных и предприимчивых специалистов, способных к непрерывному самообразованию и саморазвитию. Поэтому важнейшей задачей педагога становится раскрытие творческого потенциала и развитие самостоятельности обучаемых.
7 Переход к обществу знаний, к самообучению и непрерывному образованию в течение всей жизни вызывает неизбежные изменения в подходах к организации и реализации процесса обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий [9].
8 Традиционная классическая практика освоения готовых знаний стремительно вытесняется концепцией самостоятельного поиска и приобретения знаний, актуализируя развитие умения учиться. Возникла осознанная необходимость пересмотра и уточнения систем подготовки и повышения квалификации педагога, их содержательной и целевой ориентации. На первый план выступает формирование у учительского корпуса нового мировоззрения и методологической культуры. В соответствие с этим учитель по-новому рассматривает свою миссию не как источника знаний, а как модератора и организатора процесса самообучения и саморазвития субъектов образования, сочетающего традиционные и дистанционные формы обучения.

всего просмотров: 374

Оценка читателей: голосов 0

1. Горюнова М. А., Лебедева М. Б., Топоровский В. П. Цифровая грамотность и цифровая компетентность педагога в системе среднего профессионального образования // Человек и образование. – 2019. – № 4 (61). С. 83-89.

2. Гурьевская Л. А. Дистанционное обучение в колледже: плюсы и минусы //Вестник современных исследований. – № 2-1 (32).- 2020. – С. 7-10.

3. Дидусь Н. И. Развитие самостоятельности и творческих способностей студентов в процессе изучения истории педагогики // Профессионально-педагогическая направленность подготовки учителя в условиях реформы школы. – Одесса, 1987. – С. 18-23.

4. Лебедева М. Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования// Человек и образование. – 2015. – № 1 (42). С. 105-108.

5. Ликсина Е. В., Герасимова А. В. Предпосылки становления и развития дистанционных форм обучения.// Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2020. – № 11. – С. 65-68.

6. Марон А. Е., Резинкина Л. В. Научные основы и подходы к построению моделей профессионально-личностного роста педагога // Человек и образование. – 2018. – № 2. – С. 27-33.

7. Методология и методика сопровождения региональных проектов развития образования / под ред. Е. И. Казаковой, А. И. Моисеева. – М.: РОССПЭН, 2003. – 168 с.

8. Неустроев С. С., Симонов А.А. Инновационные направления развития электронного обучения // Человек и образование. – 2015. – № 3 (44). С. 9-15.

9. Нефедова М. И., Нефедова Л.В. Повышение качества образования: идеи и опыт реализации // Информатизация непрерывного образования–2018: материалы Международной научной конференции: в 2 т. – 2018. – С. 94-97.

10. Резинкина Л. В., Дзидзигури В. Л. Формирование умений самообразовательной деятельности как условие профессионального развития специалистов// Образование: ресурсы развития. – 2015. – № 1. – С. 72-77.

11. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1999. – С. 420.

12. Селевко Г. К. Теория и практика технологии саморазвития личности. – Ярославль: ИРО, 2002. – 126 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх