Малые и средние страны Латинской Америки в ООН: современный этап

 
Код статьиS0044748X0008703-2-1
DOI10.31857/S0044748X0008703-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 4
Страницы6-19
Аннотация

Вопрос об особенностях взаимодействия малых и средних латиноамериканских стран со структурами и организациями семьи ООН в целом остается малоизученным. Данная работа ориентирована на ликвидацию этой лакуны и, как следствие, расширение взгляда на возможности латиноамериканского участия в глобальном управлении. Опираясь на общенаучные методы, авторы выстраивают несколько моделей, согласно которым можно классифицировать поведение второстепенных региональных игроков в ООН. Показано, что, хотя для большинства латиноамериканских игроков «второго порядка» взаимодействие с этим универсальным институтом узконаправленно, отдельные малые и средние страны стремятся к более активному влиянию на повестку ООН, ее деятельность и дальнейшую судьбу, а статус реципиента международной помощи отнюдь не всегда связан с имиджем пассивного и дестабилизированного государства. Авторы приходят к выводу о том, что участие в ООН относительно слабых и невлиятельных в региональном контексте стран отражает их стремление привлечь глобальное внимание и аккумулировать ресурсы для разрешения своих внутренних проблем, преодолеть ограничения своего периферийного положения.

Ключевые словаЛатинская Америка, ООН, средние и малые страны, международное право, мультилатерализм, международный имидж государства
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке РФФИ (проект «Место Латинской Америки в новом миропорядке: перспективы и вызовы» (№ 19-014-00042 А).
Получено31.03.2020
Дата публикации03.04.2020
Кол-во символов32981
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Факторы значимости ООН для латиноамериканских стран

 

Сегодня реформирование Организации Объединенных Наций многими считается необходимым условием нормального функционирования международной среды, но эта структура по-прежнему воспринимается как высший символ глобального мультилатерализма и главный гарант международного права. Этот тезис в целом справедлив и для латиноамериканских стран, ряд которых стоял у исторических истоков ООН и внес важный вклад в развитие международного права [1, сc. 374-375]. Сейчас интерес к взаимодействию с этой универсальной организацией для латиноамериканских игроков можно определить несколькими основными аспектами.

2 Во-первых, несмотря на все ограничения в эффективности, ООН остается в глазах латиноамериканцев рычагом формирования и регулирования мирового порядка, иерархии сил на глобальной арене. В ином случае Аргентина, Бразилия или Мексика не стремились бы на протяжении стольких лет получить места постоянных членов Совета Безопасности. Кроме того, прочие организации и пара-организации, ориентированные на глобальное влияние, не могут существенным образом приобщить к нему латиноамериканских игроков. Их локомотивами являются развитые (например, для клуба G-7 или НАТО) или наиболее мощные из развивающихся стран. Так, в составе группировки BRICS вес Бразилии не так велик, как Китая или Индии.
3 Во-вторых, активность на площадке ООН как на самом представительном глобальном форуме позволяет латиноамериканским элитам придать диверсифицированный характер своей внешней политике, а сегодня многовекторность внешнеполитического курса в той или иной степени является прагматическим выбором абсолютного большинства латиноамериканских правительств. С символической точки зрения она важна и как ресурс электоральной поддержки.
4 В-третьих, поскольку ООН олицетворяет универсальный примат международного права, стоит обратить внимание на отношение латиноамериканских государств к международному праву не только как ценности, но и как к регулятору. С одной стороны, они вынуждены полагаться на «силу права», потому как ресурс «права силы» в международных отношениях остается для них скорее недоступным. «Мягкое уравновешивание» сильных оппонентов посредством включения их в новые международно-правовые обязательства, стигматизации их нежелательных шагов в специально выстраиваемом этическом дискурсе — один из способов избежать логики «сильный делает то, что хочет, слабый — то, что ему позволяет сильный» [2]. Сама по себе роль приверженца возвышения международной правовой нормы над эгоистическими национальными интересами, сторонника «универсального гуманизма» могут быть источниками альтернативной, «мягкой силы» латиноамериканских игроков. С другой же стороны, латиноамериканские элиты, как и любые другие, апеллируют к нормам международного права как к повышающим значение принципиальных для них политических решений и действий на национальном уровне.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 305

Оценка читателей: голосов 0

1. От биполярного к многополярному миру: латиноамериканский вектор международных отношений в XXI веке. Отв. ред. В.Л.Хейфец. М., Российская политическая энциклопедия, 2019. 494 с.

2. Friedman T.P., Long T. Soft Balancing in the Americas. International Security, 2015, 40 (1). pp. 120­156.

3. Morales Ruvalcaba D., Rocha Valencia A., Durán González T. Las potencias subregionales en el sistema internacional de posguerra fría: ¿nuevos actores en la política internacional? Geopolítica(s), 2016, № 7(1), рp. 77-107.

4. Аrdila М. Potencias regionales secudarias en Suramérica: los casos de Chile y Colombia. Congreso de ISA-FLACSO, Buenos Aires, 23 - 25 de Julio de 2014.

5. Rozenthal D.M., Jeifets, V.L. Política exterior de Venezuela en el ambiente de inestabilidad. Iberoamérica. 2018, № 4, рp. 53-76.

6. Estenssoro Saavedra F., Vásquez Bustamante J. P. Las diferencias Norte-Sur en el debate ambiental global. El caso de la propuesta del Ecuador: Yasuní - ITT. Universum (Talca), 2017, № 32(2), p. 63-80

7. Altman Borbon J. Los primeros pasos de la politica exterior costarriquense en el interconectado mundo del siglo XXI. - Barcelona Centre for International Affairs. 2018. Available at: http://anuariocidob.org/los-primeros-pasos-de-la-politica-exterior-costarricense-en-el-interco-nectado-mundo-del-siglo-xxi/ (accessed 30.11.2019).

8. Canada, Costa Rica, Germany, Lithuania, Poland and Ukraine: draft resolution. Territorial integrity of Ukraine. UN General Assembly, 68th session, 24 March, 2014.

9. Costa Rica, Nicaragua on opposite sides of UN resolution on Crimea. Tico Times, 28.03.2014. Available at: https://ticotimes.net/2014/03/28/costa-rica-nicaragua-on-opposite-sides-of-un-resolution-on-crimea (accessed 10.12.2019).

10. Costa Rica depositó Tratado de Prohibición de Armas Nucleares ante la ONU. Semanario Universidad. 07.07.2018. Available at: https://semanariouniversidad.com/ultima-hora/costa-rica-deposito-tratado-de-prohibicion-de-armas-nucleares-ante-la-onu/ (accessed 25.11.2019).

11. Costa Rica Named ‘UN Champion of the Earth’ for Pioneering Role in Fighting Climate Change. United Nations Climate Change. Available at: https://unfccc.int/news/costa-rica-named-un-champion-of-the-earth-for-pioneering-role-in-fighting-climate-change (accessed 25.11.2019).

12. Consejo de Seguridad de la ONU en Panamá... 40 aniversario. La Estrella de Panama, 30.03.2013. Available at: https://www.laestrella.com.pa/opinion/redaccion-digital-la-estrella/130330/40-onu-panama-consejo-seguridad (accessed 13.11.2019)

13. El Canal de Panamá y ONU Medio Ambiente unen esfuerzos en favor del desarrollo sostenible y la acción climática. ONU — Programa para el Medioambiente, 26.07.2019. Available at: https://www.unenvironment.org/es/noticias-y-reportajes/comunicado-de-prensa/el-canal-de-panama-y-onu-medio-ambiente-unen-esfuerzos (accessed 20.12.2019).

14. Ban Ki-moon will meet with UN staff in Panama, under the Seventh Summit of the Americas. UN Ofiice for Destruction Risk Reduction. Available at: https://eird.org/americas/news/ban-ki-moon-will-meet-with-un-staff-in-panama-under-the-seventh-summit-of-the-americas.html (accessed 21.12.2019).

15. Troop and police contributors by country (as of 31 October, 2019). United Nations Peacekeeping. Available at: https://peacekeeping.un.org/en/troop-and-police-contributors (accessed 20.12.2019).

16. Андреев А.С. Уругвай в Совете Безопасности ООН: вызовы и перспективы. Латинская Америка, 2016, № 8. c. 58-66.

17. Venezuela. Uruguay defiende en la ONU que solo el diálogo permitirá una "salida pacífica" a la crisis de Venezuela. Notimérica, 30.09.2019. Available at: https://www.notimerica.com/politica/noticia-venezuela-uruguay-defiende-onu-solo-dialogo-permitira-salida-pacifica-crisis-venezuela-20190930172008.html (accessed 20.12.2019).

18. Хейфец Л.С., Андреев А.С. Уругвай в Совете Безопасности ООН: проблемы и результаты работы в международном и региональном контексте (2016–2017). Актуальные проблемы экономики и управления, 2017, №4 (16), с.140-146.

19. Panamá propone cambios para Consejo de Seguridad de la ONU. – Ministerio de Relaciones Exteriores de la República de Panamá. Available at: https://mire.gob.pa/index.php/en/ noticias-por-meses/8074-panama-propone-cambios-para-consejo-de-seguridad-de-la-onu (accessed 20.12.2019).

20. Sepulveda J.P., Rivera J.R. La reforma del Consejo de seguridad: una mirada desde América Latina. Nueva Sociedad, 2010, № 230, pp. 23-36.

21. Pérez Casabona H. Fidel en la ONU: cuatro momentos de un pensamiento organico. Boletín Se dice Cubano, 2016, № 12. Available at: http://www.fidelcastro.cu/es/articulos/fidel-en-la-onu-cuatro-momentos-de-un-pensamiento-organico (accessed 18.11.2019).

22. Nicaragua pide que la sede de la ONU esté fuera de EE.UU. El Periódico, 29.09.2019. Available at: https://www.elperiodico.com/es/internacional/20190929/nicaragua-sede-onu-fuera-eeuu-7657133 (accessed 13.11.2019).

23. Discurso del canciller Bruno Rodríguez en la Asamblea General de la ONU. Nueva York, 28 de septiembre de 2019. Available at: https://www.cubanamera.org/2019/09/discurso-del-canciller-bruno-rodriguez-en-la-asamblea-general-de-la-onu-video-y-texto/ (accessed 20.12.2019).

24. Хейфец В.Л., Хейфец Л.С. Куба: переосмысление роли страны в мировом сообществе. Мировая экономика и международные отношения, 2017, Т. 61, №2, с. 94-103.

25. Haddad Haddad, J. La cooperación Cuba-Organización de las Naciones Unidas en la salud. Revista Cubana Salud Pública, 2011, vol.37, N 4, pp. 519-526.

26. Informe de logros de la presidencia de Bolivia en el Consejo de Seguridad de las Naciones Unidas. 24.07.2017. Available at: http://www.cancilleria.gob.bo/ConsejoSeguridad/node/249 (accessed 20.12.2019).

27. UN Record Voting: Bolivia, Plurinational State of, 2014-2019. Available at: https://digitallibrary.un.org/search?ln=en&cc=Voting+Data&p=bolivia&f=&rm=&ln=en&sf=year&so=d&rg=50&c=Voting+Data&c=&of=hb&fti=0&fct__9=Vote&fti=0&fct__9=Vote (выборка сделана авторами вручную; accessed 10.03.2020).

28. Ante ONU, Bolivia descarta debate sobre Venezuela. La Nación, 03.10.2018. Available at: https://www.lanacion.com.py/mundo/2018/10/03/ante-onu-bolivia-descarta-debate-sobre-venezuela/ (accessed 20.12.2019).

29. Ceppi N. La política exterior de Bolivia en tiempos de Evo Morales Ayma. Si Somos Americanos. Revista de Estudios Transfronterizos. 2014, Vol. 14, N 1, pp. 125-151.

30. Хейфец В.Л., Правдюк Д.А. Современные чилийско-боливийские отношения в контексте поиска решения «морской проблемы» Боливии. Латинская Америка, 2015, № 9, cc. 60-72.

31. Jenne N. Peacekeeping, Latin America and the UN Charter’s Chapter VIII: Past Initiatives and Future Prospects. International Peacekeeping, 2019, Vol. 26, Issue 3. Available at: https://www.researchgate.net/publication/331715353_Peacekeeping_Latin_America_and_the_UN_Charter%27s_Chapter_VIII_Past_Initiatives_and_Future_Prospects (accessed 20.12.2019).

32. Reid L. ¿Quiénes expresan opiniones sobre la Organización de las Naciones Unidas en América Latina y el Caribe? Perspectivas, 2018, N 130, 21 p.

33. Paraguay es el primer país condenado en la ONU por un caso de trasfondo ambiental. Ultima Hora. 16.08.2019. Available at: https://www.ultimahora.com/paraguay-es-el-primer-pais-condenado-la-onu-un-caso-trasfondo-ambiental-n2838472.html (accessed: 20.12.2019).

34. UNICEF dona 10 aulas móviles al MEC para garantizar derecho a la educación. UNICEF Paraguay. 25.09.2019. Available at: https://www.unicef.org/paraguay/comunicados-prensa/unicef-dona-10-aulas-m%C3%B3viles-al-mec-para-garantizar-derecho-la-educaci% C3%B3n (accessed: 20.12.2019).

35. Con motivo de la celebración del Día de la Lengua Materna en Paris, en la UNESCO hubo exposición sobre el idioma guaraní. Gobierno Nacional. 23.02.2018. Available at: http://www2.mre.gov.py/index.php/noticias/con-motivo-de-la-celebracion-del-dia-de-la-lengua-materna-en-paris-en-la-unesco-hubo-exposicion-sobre-el-idioma-guarani (accessed: 20.12.2019).

36. Paraguay busca participar con España en operaciones de mantenimiento de paz. EFE. 21.09.2019. Available at: https://www.efe.com/efe/america/politica/paraguay-busca-participar-con-espana-en-operaciones-de-mantenimiento-paz/20000035-4068866 (accessed: 20.12.2019).

37. Хейфец Л.С., Коновалова К.А. Парагвай в современных международных отношениях: три принципа стратегии малого южноамериканского игрока. Латинская Америка, 2018, № 11, cc. 35-45.

38. Bonilla L. Latin American international politics in Haiti: from solidarity to realism. Encrucijada Americana, 2016, Vol. 8, N 2, рp. 9-20.

39. Canciller destaca “avances” observados por misión de paz de la ONU. El Colombiano, 29.10.2019. Available at: https://www.elcolombiano.com/colombia/avances-de-mision-de-naciones-unidas-del-proceso-de-paz-en-colombia-CP11874655 (accessed: 20.12.2019).

40. El Proceso de Paz de Colombia sigue siendo, no solo un ejemplo para Latinoamérica, sino para la comunidad internacional”: presidente del Consejo de Seguridad de las Naciones Unidas. Misión de Verificación de la ONU en Colombia. 14.07.2019. Available at: https://colombia.unmissions.org/el-proceso-de-paz-de-colombia-sigue-siendo-no-solo-un-ejemplo-para-latinoam%C3%A9rica-sino-para-la (accessed : 20.12.2019).

41. Helbig R., Lasconjarias G. Winning Peace and Exporting Stability: Colombia as NATO’s next Global Partner? Research Paper, NATO Defense College, № 138, May 2017, 16 р.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх