«Реликварий» cum grano salis

 
Код статьиS086960630001645-8-1
DOI10.31857/S086960630001645-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаРоссийская археология
ВыпускНомер 3
Страницы111-116
Аннотация

Контейнеры из частей распиленного рога благородного оленя получили разную трактовку в литературе: они представляются бытовыми предметами – горлышками бурдюков, контейнерами для содержания соли или хранилищами неких “реликвий”. Данные об этих “реликвиях” отсутствуют (сам культ реликвий характерен для христианской традиции), сакральным содержанием наделяется орнамент контейнеров. Предполагаемая (С. Таш) связь контейнеров с трансконтинентальной торговлей солью может быть подкреплена картографированием полного каталога находок. Очевидно, что ареалы находок включают “аваро-хазарский” мир Центральной и Восточной Европы, а также “балтийский” регион: новгородские “солоницы” синтезируют традиции этих ареалов.

Ключевые словасолоница, реликварий, костерезный промысел
Получено14.10.2018
Дата публикации15.10.2018
Кол-во символов709
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 1748

Оценка читателей: голосов 0

1. Артамонов М. И. Саркел – Белая Вежа // Труды Волго-Донской археологической экспедиции. Т. I. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. (МИА; № 62). С. 7–84.

2. Глебов В. П., Иванов А. А. Погребение знатного воина хазарского времени из могильника Саловский // Средневековые древности Дона. М., Иерусалим: Мосты культуры, 2007. (Материалы и исследования по археологии Дона; вып. ІІ). С. 154–176.

3. Гриб В. К. Комплекс находок с реликварием из рога конца IX–V в. с поселения Выдылыха на Северском Донце // Степи Европы в эпоху средневековья. Т. 12: Хазарское время / Ред. А. В. Евглевский. Донецк: Изд-во Донецкого нац. ун-та, 2014. С. 319–332.

4. Древний Новгород: прикладное искусство и археология / Сост. Б. Колчин, В. Янин, С. Ямщиков. М.: Искусство, 1985. 167 с.

5. Кокорина Н. А. О так называемых реликвариях эпохи Средневековья Восточной Европы // Памятники средневековой археологии Восточной Европы. К юбилею М. Д. Полубояриновой. М.: ИА РАН, 2017. С. 251–263.

6. Колода В. В. Костяной орнаментированный реликварий с городища Мохнач и его содержимое // Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре: материалы V Судакской междунар. науч. конф. (23–24 сентября 2010 г.). Киев; Судак: Горобец, 2012. (Сугдейский сб.; вып. V). С. 332–339.

7. Комар А. В. Поясные наборы IX–X вв. с “мифологическими” сюжетами // Zwischen Byzanz und der Steppe archäologische und historische Studien: Festschrift für Csanád Bálint zum 70. Geburtstag = Between Byzantium and the Steppe: Archaeological and Historical Studies in Honour of Csanád Bálint on the Occasion of His 70th Birthday. Budapest: Inst. of Archaeology: Research Centre for the Humanities: Hungarian Academy of Sciences, 2016. С. 545–555.

8. Мифологический словарь / Ред. Е. М. Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1991. 736 с.

9. Наследие византийского Херсона / Ред. В. Залесская, Т. Яшаева. Севастополь, Остин: Телескоп, 2011. 706 с.

10. Петрухин В. Я. Крин: Евразийский мотив раннесредневекового искусства // Верхнедонской археологический сборник. Вып. 5. Липецк: Изд-во Липец. гос. пед. ун-та, 2010. С. 253–255.

11. Плетнева С. А. От кочевий к городам: салтово-маяцкая культура. М.: Наука, 1967 (МИА; № 142). 198 с.

12. Плетнева С. А. Очерки хазарской археологии. М.; Иерусалим: Мосты культуры: Гешарим, 2000. 239, 125 с.

13. Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т. 5 / Ред. Н. И. Толстой. М.: Международные отношения, 2012. 728 с.

14. Топоров В. Н. Мировое дерево: универсальные знаковые комплексы: в 2 т. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. 2 т.

15. Флёрова В. Е. Образы и сюжеты мифологии Хазарии. М.; Иерусалим: Мосты культуры: Гешарим, 2001а. 154 с.

16. Флёрова В. Е. Резная кость Юго-Востока Европы IX–XII веков: искусство и ремесло: По материалам Саркела-Белой Вежи из коллекции Гос. Эрмитажа. М.: Алетейя, 2001б. 252 с.

17. Флёрова В. Е. Хазарские миниатюры // Проблеми на изкуството. 2007. № 3. С. 20–25.

18. Флёров В. С., Флёрова В. Е. Роговой реликварий с территории Хазарского каганата (Уникальный сюжет с одноногими духами) // РА. 2005. № 2. С. 56–65.

19. Bizantini, Croati, Carolingi: Alba e tramonto di regni e imperi / Ed. F. Ambrosio. Milano: Skira, 2001. 515 p.

20. Die Slawen in Deutschland. Ein Handbuch / Hrsg. J. Herrmann. Berlin: Akademie Verlag, 1985. 629 S.

21. Laszlo Gy. Steppenvölker und Germanen: Kunst der Völkerwanderungszeit. Berlin: Kunst und Gesellschaft, 1971. 152 S.

22. Profantová N. Awarische Funde aus den Gebieten nördlich der awarischen Siedlungsgrenzen // Awarenforschungen. V. II. Wien: Institut für Ur- und Frühgeschichte der Universität Wien, 1992. S. 605–801.

23. Raevsky D. Scythian mythology. Sofia: Secor Publishers, 1993. 141 p.

24. Sztuka polska predromańska i romańska do schyłku XIII wieku. T. 1 / Ed. V. Walicki. Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1971. 672 s.

25. Tesch S. Cum grano salis – Salt and prestige: Late Viking Age and Early Medieval T-shaped and Cylindrical Salt containers // Cultural Interactions between East and West. Stockholm: Univ. Stockholm, 2007. P. 227–235.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх