Relevance of the use of synesthetic methodologies in the field of aesthetic education

 
PIIS181570410020876-8-1
DOI10.54884/S181570410020876-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of Department of Philosophy, Cultural Studies and Foreign Languages
Affiliation: Saint-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (62)
Pages161-165
Abstract

The article discusses the prospects for the use of synesthetic methodologies in the field of aesthetic education. It is indicated that the use of pedagogical techniques based on synesthesia promotes self-actualization of the personality, the development of creative imagination, memory, imaginative and associative thinking and the expansion of the scope of creative activity. The experience of conducting international scientific conferences on the study of synesthesia and the use of synesthetic methodologies in pedagogical and psychological practice are summarized.

 

Keywordsaesthetics, aesthetic education, aesthetic upbringing, synesthesia, synthesis of arts, creative imagination, creativity of personality
Received26.06.2022
Publication date26.06.2022
Number of characters12922
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Динамичные изменения, происходящие в социальной сфере и в современной художественной культуре, в том числе и в образовании, связаны прежде всего со стремительным развитием информационных технологий и постоянным усложнением форм коммуникации. Можно отметить, что следствием этих процессов является изменение моделей мировосприятия и становление новых форм чувственности – все более сложных, многомерных и синестезийных.
2 По мнению многих специалистов, «виртуальная реальность» постепенно утрачивает статус исключительно техногенного феномена и становится «метафорической реальностью», влияющей в первую очередь на сознание человека, на всю социальную сферу, науку и образование [2].
3 Специалисты в области эстетики, такие как В.В. Бычков, Н.М. Маньковская, А.С. Мигунов и многие другие, рассматривают виртуальную реальность в некотором смысле как пространство становления новых форм художественной культуры; пространство, стимулирующее развитие креативности личности.
4 В этих условиях постепенно все большую актуальность приобретает исследование феномена синестезии (от греч. synaisthesis – соощущение) или образного, ассоциативного мышления, способствующего целостности мировосприятия на основе межчувственных связей и соответствий. По мнению Б.М. Галеева, синестезия отражает глубинные способности человека к «освоению в конкретно-чувственной форме закодированных в объекте восприятия смыслов, представляя собой главный компонент художественного (образного, невербального) мышления» [6].
5 Синестетическая проблематика в настоящее время приобретает все большее развитие во многих крупнейших научных и образовательных центрах России, Западной Европы и США. В Санкт-Петербурге в марте 2019 года прошла II Международная научная конференция «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика. Эпохи – стили – жанры», которая была организована Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н.А. Римского-Корсакова совместно с Голландским институтом в Санкт-Петербурге и «Центром искусства и музыки библиотеки Маяковского на Невском, 20». Междисциплинарная направленность конференции способствовала привлечению внимания широкого круга специалистов: философов, искусствоведов, филологов, культурологов, историков, музыкантов и художников, специалистов в области фотографии и кино, преподавателей и аспирантов [12]. В рамках конференции обсуждались теоретические проблемы, связанные с исследованием феномена синестезии и синтеза искусств, рассматривались и практические вопросы, относящиеся к изучению современных художественных практик и педагогических технологий в контексте понимания культуры как сложного многомерного пространства, в котором синестезия играет первостепенную роль (звук, цвет, запах, движения и формы составляют единство чувств и смыслов).

views: 270

Readers community rating: votes 0

1. Arnkhejm R. Novye ocherki po psikhologii iskusstva: per. s angl. – M.: Prometej, 1994. – 352 s.

2. Bondarenko T.A. Virtual'naya real'nost' v sovremennoj sotsial'noj situatsii: dis. … d-ra filos. nauk: 09.00.11. – Rostov-na-Donu, 2007. – 295 s.

3. Vanechkina I.L., Trofimova I.A. Deti risuyut muzyku. – Kazan': Izd-vo FEhN, 2000. – 119 s.

4. Vanechkina I.L., Galeev B.M. Sinesteticheskie ehksperimenty v muzykal'nom obrazovanii // Chelovek. – 2002. – № 2.– S. 89-99.

5. Volkova P.S. Fenomen sinestezii v svete imaginatsii / Sinesteziya: Sodruzhestvo chuvstv i sintez iskusstv. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, 3-8 noyabrya 2008. – Kazan': KGTU im. A.N. Tupoleva, 2008. – S. 89-95.

6. Galeev B.M. Problemy sinestezii v ehstetike // Sovremennyj Laokoon. Ehsteticheskie problemy sinestezii. – M.: MGU, 1992. – S. 5-9.

7. Kant I. Kritika chistogo razuma. – M.: Mysl', 1994. – 591 s.

8. Kolyadenko H.P. Muzykal'no-ehsteticheskoe vospitanie: Sinesteziya i kompleksnoe vozdejstvie iskusstv. – Novosibirsk, 2003. – 258 s.

9. Komandyshko E.F. Pedagogicheskij potentsial iskusstva v tvorcheskom razvitii uchaschejsya molodezhi: integrativnyj podkhod: monogr. – M.: Izd-vo «IKhO RAO», 2011. – 292 s.

10. Losev A.F. Dve neobkhodimye predposylki dlya postroeniya istorii ehstetiki do vozniknoveniya ehstetiki v kachestve samostoyatel'noj distsipliny // Ehstetika i zhizn'. – M., 1979. – Vyp.6.

11. Moskovskaya S.V. [Konanchuk S.V.] Zvuk i Tsvet. Pedagogika buduschego – sintez iskusstv. – SPb.: Izdatel'stvo «Tipografiya Ivana Fedorova», 1995. – 77 s.

12. «Polilog i sintez iskusstv: istoriya i sovremennost', teoriya i praktika. Ehpokhi – stili – zhanry»: materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii / pod red. N.A. Nikolaevoj, S.V. Konanchuk. – SPb.: Aleksandriya, 2019. – 176 s.

13. Sidorov-Dorso A.V., Dehj Sh.Eh. Sinesteziya: mneniya i perspektivy. – M.: FGBOU VO MGPPU, 2019. – 277 s.

14. Yusov B.P. Vzaimosvyaz' kul'turogennykh faktorov v formirovanii sovremennogo khudozhestvennogo myshleniya uchitelya obrazovatel'noj oblasti «Iskusstvo». – M.: IKhO RAO, 2004. – 253 s.

Система Orphus

Loading...
Up