Актуальность применения синестетических методологий в сфере эстетического образования

 
Код статьиS181570410020876-8-1
DOI10.54884/S181570410020876-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры философии, культурологии и иностранных языков
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (62)
Страницы161-165
Аннотация

В статье рассматриваются перспективы применения синестетических методологий в сфере эстетического образования. Указывается, что использование педагогических методик, основанных на синестезии, способствует самоактуализации личности, развитию творческого воображения, памяти, образного и ассоциативного мышления, расширению сферы творческой деятельности. Обобщен опыт проведения международных научных конференций, посвященных исследованиям синестезии и применению синестетических методологий в педагогической и психологической практике.

 

Ключевые словаэстетика, эстетическое образование, эстетическое воспитание, синестезия, синтез искусств, творческое воображение, креативность личности
Получено26.06.2022
Дата публикации26.06.2022
Кол-во символов12922
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Динамичные изменения, происходящие в социальной сфере и в современной художественной культуре, в том числе и в образовании, связаны прежде всего со стремительным развитием информационных технологий и постоянным усложнением форм коммуникации. Можно отметить, что следствием этих процессов является изменение моделей мировосприятия и становление новых форм чувственности – все более сложных, многомерных и синестезийных.
2 По мнению многих специалистов, «виртуальная реальность» постепенно утрачивает статус исключительно техногенного феномена и становится «метафорической реальностью», влияющей в первую очередь на сознание человека, на всю социальную сферу, науку и образование [2].
3 Специалисты в области эстетики, такие как В.В. Бычков, Н.М. Маньковская, А.С. Мигунов и многие другие, рассматривают виртуальную реальность в некотором смысле как пространство становления новых форм художественной культуры; пространство, стимулирующее развитие креативности личности.
4 В этих условиях постепенно все большую актуальность приобретает исследование феномена синестезии (от греч. synaisthesis – соощущение) или образного, ассоциативного мышления, способствующего целостности мировосприятия на основе межчувственных связей и соответствий. По мнению Б.М. Галеева, синестезия отражает глубинные способности человека к «освоению в конкретно-чувственной форме закодированных в объекте восприятия смыслов, представляя собой главный компонент художественного (образного, невербального) мышления» [6].
5 Синестетическая проблематика в настоящее время приобретает все большее развитие во многих крупнейших научных и образовательных центрах России, Западной Европы и США. В Санкт-Петербурге в марте 2019 года прошла II Международная научная конференция «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика. Эпохи – стили – жанры», которая была организована Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н.А. Римского-Корсакова совместно с Голландским институтом в Санкт-Петербурге и «Центром искусства и музыки библиотеки Маяковского на Невском, 20». Междисциплинарная направленность конференции способствовала привлечению внимания широкого круга специалистов: философов, искусствоведов, филологов, культурологов, историков, музыкантов и художников, специалистов в области фотографии и кино, преподавателей и аспирантов [12]. В рамках конференции обсуждались теоретические проблемы, связанные с исследованием феномена синестезии и синтеза искусств, рассматривались и практические вопросы, относящиеся к изучению современных художественных практик и педагогических технологий в контексте понимания культуры как сложного многомерного пространства, в котором синестезия играет первостепенную роль (звук, цвет, запах, движения и формы составляют единство чувств и смыслов).

всего просмотров: 271

Оценка читателей: голосов 0

1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства: пер. с англ. – М.: Прометей, 1994. – 352 с.

2. Бондаренко Т.А. Виртуальная реальность в современной социальной ситуации: дис. … д-ра филос. наук: 09.00.11. – Ростов-на-Дону, 2007. – 295 с.

3. Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. Дети рисуют музыку. – Казань: Изд-во ФЭН, 2000. – 119 с.

4. Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. Синестетические эксперименты в музыкальном образовании // Человек. – 2002. – № 2.– С. 89-99.

5. Волкова П.С. Феномен синестезии в свете имагинации / Синестезия: Содружество чувств и синтез искусств. Материалы международной научно-практической конференции, 3-8 ноября 2008. – Казань: КГТУ им. А.Н. Туполева, 2008. – С. 89-95.

6. Галеев Б.М. Проблемы синестезии в эстетике // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. – М.: МГУ, 1992. – С. 5-9.

7. Кант И. Критика чистого разума. – М.: Мысль, 1994. – 591 с.

8. Коляденко H.П. Музыкально-эстетическое воспитание: Синестезия и комплексное воздействие искусств. – Новосибирск, 2003. – 258 с.

9. Командышко Е.Ф. Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход: моногр. – М.: Изд-во «ИХО РАО», 2011. – 292 с.

10. Лосев А.Ф. Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины // Эстетика и жизнь. – М., 1979. – Вып.6.

11. Московская С.В. [Конанчук С.В.] Звук и Цвет. Педагогика будущего – синтез искусств. – СПб.: Издательство «Типография Ивана Федорова», 1995. – 77 с.

12. «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика. Эпохи – стили – жанры»: материалы II Международной научной конференции / под ред. Н.А. Николаевой, С.В. Конанчук. – СПб.: Александрия, 2019. – 176 с.

13. Сидоров-Дорсо А.В., Дэй Ш.Э. Синестезия: мнения и перспективы. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. – 277 с.

14. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». – М.: ИХО РАО, 2004. – 253 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх