School Development as the Task of the Deputy Director: Results of the Analysis of Normative Documents

 
PIIS181570410020872-4-1
DOI10.54884/S181570410020872-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Graduate Student
Affiliation: Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (62)
Pages145-151
Abstract

The main focus of the article is on the results of studying the duties of the deputy director. Special attention is paid to the functionality associated with ensuring the development of an educational institution. The article is the result of an analysis of legal documents regulating the activities of the administrative corps of schools from the mid-19th century to the present.

 

Keywordsschool deputy director, development function
Received26.06.2022
Publication date26.06.2022
Number of characters20714
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Современный этап существования российской школы ориентирован на всестороннее развитие и характеризуется ориентацией образовательных организаций на решение современных целей и задач, связанных с достижением нового качества образования, рационализацией образовательного процесса, а также обеспечением качественных изменений в деятельности современной школы. Механизмом, способствующим течению этих процессов, выступает инновационная деятельность современного школьного учителя, ставшая в последние годы имманентно присущей его профессиональной деятельности.
2 Государственные установки и ориентир на непрерывное развитие заставляют образовательные организации по-новому взглянуть на реализацию процесса развития и совершенствования школы. На государственном и региональном уровнях стимулируется свобода научного творчества и развитие педагогических исследований, а также поддерживается инновационная деятельность школ. Государство возлагает надежды на инновационных лидеров и содействует распространению их лучшего опыта.
3 Развитие школы путем реализации инновационной деятельности – сложное и многоэтапное явление, поэтому возникает потребность в качественном управлении этим процессом. В контексте развития современной школы именно на заместителя директора возлагаются обязанности по обеспечению непрерывного и устойчивого развития образовательной организации.
4 Попыткой эффективного достижения непрерывного и устойчивого развития школы становится введение в педагогический штат должности школьного администратора (заместителя директора) по развитию, на плечи которого возлагаются обязанности по управлению инновациями. Главной миссией заместителя директора школы по развитию становится обеспечение компетентного, действенного и эффективного управления процессами развития школы и, как следствие, перевод образовательного учреждения на новый качественный уровень (согласно анализу Проекта профессионального стандарта руководителя образовательной организации 2015 года и должностных инструкций заместителя директора 2015-2019 годов).
5 Существует ряд синонимичных названий такой должности, вводимой в российской школе в разные периоды ее становления: заместители директора по научной, исследовательской, методической, инновационной, экспериментальной работе, а также по обновлению содержания образования и развитию школы.
6

Возникает вопрос, существовала ли должность заместителя директора в административном штате российской школы в разные исторические периоды ее становления? Был ли наделен заместитель директора функцией, связанной с обеспечением развития школы?

7 Для ответа на эти вопросы был проведен анализ нормативных документов периода 1758-2015 годов (декретов, положений, приказов, уставов, актов об образовании Российской империи, РСФСР, СССР, РФ), регламентирующих деятельность учреждений просвещения (образования), правил внутреннего трудового распорядка для работников школ, квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения (образования) СССР и РФ. Всего проанализировано 32 документа.

views: 253

Readers community rating: votes 0

1. Lomonosov M.V. Proekt reglamenta akademicheskoj gimnazii // Lomonosov M.V. Ibrannye proizvedeniya T. II. Istoriya. Filologiya. Poehziya. – M.: Nauka, 1986. – S. 414-435.

2. Lunacharskij A.V. Narodnoe obrazovanie v Sovetskoj Rossii. Stat'ya [1] – 2. – «Kom. Internatsional», 1919, № 2, stb. 217–220; № 4, stb. 493–499; № 6, stb. 869–872. URL: http://lunacharsky.newgod.su/articles/narodnoe-obrazovanie-v-sovetskoj-rossii/ (data obrascheniya: 01.01.2020).

3. Lunacharskij A.V. Ko vsemu rossijskomu uchitel'stvu i vsem deyatelyam narodnogo prosvescheniya / Nar. kom. po prosv. A. Lunacharskij. – M.: Izd-vo Vseros. tsentr. ispol. kom. sov. r. s. k. i k. d., 1919. – 15 s.

4. Moiseev A.M., Moiseeva O.M. Zamestitel' direktora shkoly po nauchnoj rabote: Novaya dolzhnost' v sovremennoj shkole: prednaznachenie, polnomochiya, tekhnologiya deyatel'nosti: Metodicheskoe posobie dlya rukovoditelej obrazovatel'nykh uchrezhdenij / pod red. M.M. Potashnika. – M.: Novaya shkola, 1996. – 144 s.

5. Nikolaev A.B. O formirovanii sostava direktorov srednikh shkol v dorevolyutsionnoj Rossii (1725-1917 gg.) // Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-formirovanii-sostava-direktorov-srednih-shkol-v-dorevolyutsionnoy-rossii-1725-1917-gg (data obrascheniya: 01.01.2020).

6. Postanovlenie ot 8 sentyabrya 1970 g. № 749. Ob ustave srednej obrazovatel'noj shkoly. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_7387.htm (data obrascheniya: 01.01.2020).

7. Prikaz ot 23 dekabrya 1985 g. № 223. Ob utverzhdenii pravil vnutrennego trudovogo rasporyadka dlya rabotnikov obscheobrazovatel'nykh shkol sistemy Ministerstva Prosvescheniya SSSR. URL: http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr2445.htm (data obrascheniya: 01.01.2020).

8. Ustav gimnazij i uchilisch uezdnykh i prikhodskikh, sostoyaschikh v vedomstve universitetov: Sankt-Peterburgskogo, Moskovskogo, Kazanskogo i Khar'kovskogo. – SPb.: Tip. Departamenta nar. prosvescheniya, 1829. – 175 s.

9. Ustav edinoj trudovoj shkoly: Dekret SNK RSFSR ot 18 dekabrya 1923 g. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1900.htm (data obrascheniya: 01.01.2020).

10. Tipovye pravila vnutrennego trudovogo rasporyadka dlya rabotnikov nachal'nykh, semiletnikh i srednikh shkol RSFSR ot 17 iyunya 1946 g. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4598.htm (data obrascheniya: 01.01.2020).

Система Orphus

Loading...
Up