Развитие школы как задача заместителя директора: результаты анализа нормативных документов

 
Код статьиS181570410020872-4-1
DOI10.54884/S181570410020872-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: аспирант
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (62)
Страницы145-151
Аннотация

Главный акцент статьи сделан на результатах изучения должностных обязанностей заместителя директора школы. Особое внимание уделено функционалу, связанному с обеспечением развития образовательного учреждения. Статья представляет собой результат анализа нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность управленческого корпуса школ с середины XIX века по настоящее время.  

 

Ключевые словазаместитель директора школы, функция развития
Получено26.06.2022
Дата публикации26.06.2022
Кол-во символов20714
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Современный этап существования российской школы ориентирован на всестороннее развитие и характеризуется ориентацией образовательных организаций на решение современных целей и задач, связанных с достижением нового качества образования, рационализацией образовательного процесса, а также обеспечением качественных изменений в деятельности современной школы. Механизмом, способствующим течению этих процессов, выступает инновационная деятельность современного школьного учителя, ставшая в последние годы имманентно присущей его профессиональной деятельности.
2 Государственные установки и ориентир на непрерывное развитие заставляют образовательные организации по-новому взглянуть на реализацию процесса развития и совершенствования школы. На государственном и региональном уровнях стимулируется свобода научного творчества и развитие педагогических исследований, а также поддерживается инновационная деятельность школ. Государство возлагает надежды на инновационных лидеров и содействует распространению их лучшего опыта.
3 Развитие школы путем реализации инновационной деятельности – сложное и многоэтапное явление, поэтому возникает потребность в качественном управлении этим процессом. В контексте развития современной школы именно на заместителя директора возлагаются обязанности по обеспечению непрерывного и устойчивого развития образовательной организации.
4 Попыткой эффективного достижения непрерывного и устойчивого развития школы становится введение в педагогический штат должности школьного администратора (заместителя директора) по развитию, на плечи которого возлагаются обязанности по управлению инновациями. Главной миссией заместителя директора школы по развитию становится обеспечение компетентного, действенного и эффективного управления процессами развития школы и, как следствие, перевод образовательного учреждения на новый качественный уровень (согласно анализу Проекта профессионального стандарта руководителя образовательной организации 2015 года и должностных инструкций заместителя директора 2015-2019 годов).
5 Существует ряд синонимичных названий такой должности, вводимой в российской школе в разные периоды ее становления: заместители директора по научной, исследовательской, методической, инновационной, экспериментальной работе, а также по обновлению содержания образования и развитию школы.
6

Возникает вопрос, существовала ли должность заместителя директора в административном штате российской школы в разные исторические периоды ее становления? Был ли наделен заместитель директора функцией, связанной с обеспечением развития школы?

7 Для ответа на эти вопросы был проведен анализ нормативных документов периода 1758-2015 годов (декретов, положений, приказов, уставов, актов об образовании Российской империи, РСФСР, СССР, РФ), регламентирующих деятельность учреждений просвещения (образования), правил внутреннего трудового распорядка для работников школ, квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения (образования) СССР и РФ. Всего проанализировано 32 документа.

всего просмотров: 254

Оценка читателей: голосов 0

1. Ломоносов М.В. Проект регламента академической гимназии // Ломоносов М.В. Ибранные произведения Т. II. История. Филология. Поэзия. – М.: Наука, 1986. – С. 414-435.

2. Луначарский А.В. Народное образование в Советской России. Статья [1] – 2. – «Ком. Интернационал», 1919, № 2, стб. 217–220; № 4, стб. 493–499; № 6, стб. 869–872. URL: http://lunacharsky.newgod.su/articles/narodnoe-obrazovanie-v-sovetskoj-rossii/ (дата обращения: 01.01.2020).

3. Луначарский А.В. Ко всему российскому учительству и всем деятелям народного просвещения / Нар. ком. по просв. А. Луначарский. – М.: Изд-во Всерос. центр. испол. ком. сов. р. с. к. и к. д., 1919. – 15 с.

4. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Заместитель директора школы по научной работе: Новая должность в современной школе: предназначение, полномочия, технология деятельности: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М.М. Поташника. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с.

5. Николаев А.Б. О формировании состава директоров средних школ в дореволюционной России (1725-1917 гг.) // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-formirovanii-sostava-direktorov-srednih-shkol-v-dorevolyutsionnoy-rossii-1725-1917-gg (дата обращения: 01.01.2020).

6. Постановление от 8 сентября 1970 г. № 749. Об уставе средней образовательной школы. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_7387.htm (дата обращения: 01.01.2020).

7. Приказ от 23 декабря 1985 г. № 223. Об утверждении правил внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства Просвещения СССР. URL: http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr2445.htm (дата обращения: 01.01.2020).

8. Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов: Санкт-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского. – СПб.: Тип. Департамента нар. просвещения, 1829. – 175 с.

9. Устав единой трудовой школы: Декрет СНК РСФСР от 18 декабря 1923 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1900.htm (дата обращения: 01.01.2020).

10. Типовые правила внутреннего трудового распорядка для работников начальных, семилетних и средних школ РСФСР от 17 июня 1946 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4598.htm (дата обращения: 01.01.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх