Инновационные метамодели взаимодействия участников постдипломного педагогического образования

 
Код статьиS181570410020866-7-1
DOI10.54884/S181570410020866-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры педагогики и андрагогики
Аффилиация: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (62)
Страницы110-118
Аннотация

В статье представлен анализ двух актуальных вариантов взаимодействия обучающих и обучающихся в системе повышения квалификации, являющихся интерпретацией идеи С.Г. Вершловского об инновационной метамодели, наиболее востребованной в современном постдипломном педагогическом образовании.

 

Ключевые словаандрагог, андрагогизация, ценность, субъект, автор, смысл, образ мира, образ человека, наставничество, соавторство, событие
Получено25.06.2022
Дата публикации26.06.2022
Кол-во символов28747
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Ситуация в системе постдипломного образования во многом определяется специалистом, ориентированным на работу со взрослым человеком, сопровождающим и помогающим ему в решении разных образовательных задач. Это обуславливает особенности позиции андрагога в постдипломном педагогическом образовании и находит отражение в таких его функциях, как методолог, определяющий стратегию и направленность современного образования учителей, как технолог, владеющий технологиями, содействующими самосознанию и самораскрытию педагогами своих возможностей, и психолог, обеспечивающий «психологический комфорт» обучающихся.
2 Качество любой деятельности напрямую соотносится с ее мотивами и личностным смыслом, которые выступают как факторы и индикаторы развития профессионализма педагога и отражают возможные границы профессиональной активности. Отсюда необходимость выявления андрагогом смыслов, целей, ценностей, мотивов (тол есть внутренних «направляющих») своей деятельности, помогающих ему самоопределиться в пространстве профессии и сделать действия более успешными. Внутреннее представление о смысле своей деятельности является отправной точкой целесообразного поведения любого преподавателя.
3 Можно утверждать, что в андрагогической деятельности (по аналогии с педагогической деятельностью) тоже заложена «множественность» смыслов [2]. Онтологический (бытийный) смысл задан природой человека и характером человеческой культуры и связан со способностью человека наследовать культурный опыт прошлых поколений. Праксеологический смысл обусловлен требованием целесообразности действий с позиций природы деятельности как таковой. Личностный смысл каждый человек открывает для себя сам в зависимости от понимания своих места и роли в существующей действительности.
4 Система смыслов лежит в основании профессиональной позиции как инварианта андрагогической деятельности. Неосознанность смыслов порождает стихийность (в лучшем случае алгоритмизированность) профессионального поведения. Когда же андрагог не обозначает смысл своих действий для тех, с кем находится в учебном взаимодействии, он невольно побуждает их к объектной позиции в этом взаимодействии.
5 В научно-методическом пособии «Андрагогика постдипломного педагогического образования» Семен Григорьевич Вершловский на основе анализа практики постдипломного образования учителей предложил свое видение основных участников образовательного процесса, степени их вовлеченности и характера взаимодействия. Он выделил три метамодели, существующие в этом образовательном пространстве, обозначив их как традиционная, функционально-ролевая и инновационная [3]. В этой статье мы остановимся на описании и комментариях инновационной модели, как наиболее актуальной для сегодняшнего постдипломного педагогического образования.

всего просмотров: 204

Оценка читателей: голосов 0

1. Каган М.С. Философия культуры. – М., 1998. – С. 145.

2. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – С.173-175.

3. Андрагогика постдипломного педагогического образования: научно-методическое пособие / под ред. С.Г. Вершловского, Г.С. Сухобской. – СПб.: СПб АППО, 2007. – С. 20-31.

4. Ермолаева М.Г. Продуктивная самодеятельность педагога и ее сопровождение в постдипломном образовании. – СПб.: СПб АППО, 2010. – 156 с.

5. Дерябо С.Д., Вачков И.В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

6. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М.: Наука, 1997. – С. 277.

7. Кипаридзе П.В. Смирение как вершина субъектной активности // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – Хабаровск: Изд-во ДГУПС, 2003. – С. 101-114.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.

9. Жуков Ю.М. .Коммуникативный тренинг. – М.: Гардарики, 2003. – 223 с.

10. Развитие системы сопровождения молодых педагогов: методические рекомендации / О.Б. Даутова, М.Г. Ермолаева, А.Н. Шевелев. – СПб.: СПб АППО, 2019. – 141 с.

11. Безуглова И.Г., Ермолаева М.Г., Модестова Т.В. Город профессионального роста педагога (Тичбург) – инновационная консалтинговая технология управления горизонтальной карьерой педагогов // Академический вестник: науч. журн. – СПб.: СПб АППО, 2018. – С. 12-16.

12. Практическая андрагогика. Книга 5. Открытое образование взрослых: моногр. / под ред. А.Е. Марона. – СПб.: УРАО ИОВ, 2012. – 400 с.

13. Основы андрагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2003. – 236 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх