Innovative metamodels of interaction between participants of postgraduate teacher education

 
PIIS181570410020866-7-1
DOI10.54884/S181570410020866-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of Department of Pedagogy and Andragogy
Affiliation: St. Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (62)
Pages110-118
Abstract

The article presents the analysis of two actual variants of interaction between teachers and learners in the system of in-service training, which are an interpretation of the idea of S. G. Vershlovsky about the innovative metamodel, the most popular in modern post-graduate pedagogical education.

 

Keywordsandragogue, andragogization, value, subject, author, sense, world image, human image, mentoring, co-authorship, event
Received25.06.2022
Publication date26.06.2022
Number of characters28747
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Ситуация в системе постдипломного образования во многом определяется специалистом, ориентированным на работу со взрослым человеком, сопровождающим и помогающим ему в решении разных образовательных задач. Это обуславливает особенности позиции андрагога в постдипломном педагогическом образовании и находит отражение в таких его функциях, как методолог, определяющий стратегию и направленность современного образования учителей, как технолог, владеющий технологиями, содействующими самосознанию и самораскрытию педагогами своих возможностей, и психолог, обеспечивающий «психологический комфорт» обучающихся.
2 Качество любой деятельности напрямую соотносится с ее мотивами и личностным смыслом, которые выступают как факторы и индикаторы развития профессионализма педагога и отражают возможные границы профессиональной активности. Отсюда необходимость выявления андрагогом смыслов, целей, ценностей, мотивов (тол есть внутренних «направляющих») своей деятельности, помогающих ему самоопределиться в пространстве профессии и сделать действия более успешными. Внутреннее представление о смысле своей деятельности является отправной точкой целесообразного поведения любого преподавателя.
3 Можно утверждать, что в андрагогической деятельности (по аналогии с педагогической деятельностью) тоже заложена «множественность» смыслов [2]. Онтологический (бытийный) смысл задан природой человека и характером человеческой культуры и связан со способностью человека наследовать культурный опыт прошлых поколений. Праксеологический смысл обусловлен требованием целесообразности действий с позиций природы деятельности как таковой. Личностный смысл каждый человек открывает для себя сам в зависимости от понимания своих места и роли в существующей действительности.
4 Система смыслов лежит в основании профессиональной позиции как инварианта андрагогической деятельности. Неосознанность смыслов порождает стихийность (в лучшем случае алгоритмизированность) профессионального поведения. Когда же андрагог не обозначает смысл своих действий для тех, с кем находится в учебном взаимодействии, он невольно побуждает их к объектной позиции в этом взаимодействии.
5 В научно-методическом пособии «Андрагогика постдипломного педагогического образования» Семен Григорьевич Вершловский на основе анализа практики постдипломного образования учителей предложил свое видение основных участников образовательного процесса, степени их вовлеченности и характера взаимодействия. Он выделил три метамодели, существующие в этом образовательном пространстве, обозначив их как традиционная, функционально-ролевая и инновационная [3]. В этой статье мы остановимся на описании и комментариях инновационной модели, как наиболее актуальной для сегодняшнего постдипломного педагогического образования.

views: 203

Readers community rating: votes 0

1. Kagan M.S. Filosofiya kul'tury. – M., 1998. – S. 145.

2. Kolesnikova I.A., Titova E.V. Pedagogicheskaya prakseologiya. – M.: Izd. tsentr «Akademiya», 2005. – S.173-175.

3. Andragogika postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: nauchno-metodicheskoe posobie / pod red. S.G. Vershlovskogo, G.S. Sukhobskoj. – SPb.: SPb APPO, 2007. – S. 20-31.

4. Ermolaeva M.G. Produktivnaya samodeyatel'nost' pedagoga i ee soprovozhdenie v postdiplomnom obrazovanii. – SPb.: SPb APPO, 2010. – 156 s.

5. Deryabo S.D., Vachkov I.V. Okna v mir treninga. Metodologicheskie osnovy sub'ektnogo podkhoda k gruppovoj rabote: uchebnoe posobie. – SPb.: Rech', 2004. – 272 s.

6. Rubinshtejn S.L. Chelovek i mir. – M.: Nauka, 1997. – S. 277.

7. Kiparidze P.V. Smirenie kak vershina sub'ektnoj aktivnosti // Sotsial'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke. – Khabarovsk: Izd-vo DGUPS, 2003. – S. 101-114.

8. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psikhologiya razvitiya cheloveka. – M.: Shkol'naya pressa, 2000. – 416 s.

9. Zhukov Yu.M. .Kommunikativnyj trening. – M.: Gardariki, 2003. – 223 s.

10. Razvitie sistemy soprovozhdeniya molodykh pedagogov: metodicheskie rekomendatsii / O.B. Dautova, M.G. Ermolaeva, A.N. Shevelev. – SPb.: SPb APPO, 2019. – 141 s.

11. Bezuglova I.G., Ermolaeva M.G., Modestova T.V. Gorod professional'nogo rosta pedagoga (Tichburg) – innovatsionnaya konsaltingovaya tekhnologiya upravleniya gorizontal'noj kar'eroj pedagogov // Akademicheskij vestnik: nauch. zhurn. – SPb.: SPb APPO, 2018. – S. 12-16.

12. Prakticheskaya andragogika. Kniga 5. Otkrytoe obrazovanie vzroslykh: monogr. / pod red. A.E. Marona. – SPb.: URAO IOV, 2012. – 400 s.

13. Osnovy andragogiki: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. uchebn. zavedenij / pod red. I.A. Kolesnikovoj. – M.: Akademiya, 2003. – 236 s.

Система Orphus

Loading...
Up