Педагогическое наследие профессора С.Г. Вершловского и его вклад в развитие андрагогики

 
Код статьиS181570410020865-6-1
DOI10.54884/S181570410020865-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры педагогики и андрагогики
Аффилиация: ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: профессор кафедры педагогики
Аффилиация: ФГБУ ВО Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Должность: доцент кафедры педагогики и андрагогики
Аффилиация: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Cанкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (62)
Страницы104-109
Аннотация

В статье обоснованы методы изучения педагогического наследия ученого, выделены источники и содержатся направления исследования биографии и научных трудов С.Г. Вершловского как постановка вопроса; приведены основные этапы биографии и работы ученого-педагога.

 

Ключевые словапедагогическое наследие, методы исследования, текст
Получено25.06.2022
Дата публикации26.06.2022
Кол-во символов16619
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Изучение педагогического наследия ученого направлено прежде всего на сохранение и поддержание традиции научной мысли России, на сохранение памяти о блестящем педагоге и на обеспечение преемственности педагогической науки. Данная статья является попыткой систематизации методов и направлений изучения научного наследия ученого-педагога на примере д.п.н., профессора Семена Григорьевича Вершловского.
2 Под педагогическим наследием традиционно понимаются взгляды, концепции, парадигмы, учения великих педагогов. Педагогическое наследие рассматривается как составная часть культурного наследия, отражающая совокупность духовных и материальных достижений общества в виде идей, теорий и концепций, материализованных в его жизни, педагогической деятельности и публикациях. Это наследие опредмечено в научных и публицистических текстах, зафиксировано в плодах и результатах научной и педагогической деятельности в виде конференций, научной школы, созданных и действующих сообществах и др.
3 Семен Григорьевич Вершловский за свою продолжительную жизнь в науке и системе образования создал более 250 научных трудов, среди которых более 30 монографий и более 20 учебных пособий.
4 Он является создателем научной школы, основная проблематика которой: непрерывное образование на разных этапах жизнедеятельности и образование взрослых, включая историко-теоретический анализ феномена непрерывного образования, характеристики ценностей образования на разных этапах жизни человека, андрагогические аспекты позиции преподавателя и технологии образования взрослых, прогнозирование развития системы непрерывного образования. Под его руководством были защищены 33 кандидатских и 7 докторских диссертаций.
5 Большим научно-педагогическим потенциалом обладают разработанные программы и курсы ученого-педагога.
6 Раскроем возможности различных методов исследования педагогического наследия С.Г. Вершловского на основе обзора некоторых из них: историко-генетического, сравнительно-исторического, социологического, рефлексивного метода анализа научного, учебного или публицистического текста, феноменологического, системного, комплексного, биографического и др. [5, 6, 7, 8, 9].
7 Историко-генетический метод позволяет объяснить педагогические факты, выявить причины их появления, особенности развития в разные периоды и в разных ситуациях, увидеть их последствия; дает ключ к анализу причинности в генезисе развития педагогической науки и практики. На основе историко-генетического метода по работам С.Г. Вершловского можно проследить, например, как менялись акценты в профессиональной деятельности учителя, как проходило прорастание андрагогических идей в российской и мировой педагогической науке.
8 Сравнительно-исторический метод предполагает исследование общего и особенного в понимании тех или иных педагогических явлений и процессов, основываясь на текстах разных авторов, в том числе в исторической ретроспективе. Интересные результаты, на наш взгляд, могут быть получены при исследовании взаимовлияния работ Семена Григорьевича Вершловского и других видных ученых этого поколения, в том числе зарубежных ученых, увидеть, как взаимообмен творческими идеями обогащал педагогическую науку и практику.

всего просмотров: 266

Оценка читателей: голосов 0

1. Вершловский С.Г. Рабочая книга андрагога: учебное пособие / под ред. С.Г. Вершловского. – СПб.: О-во «Знание» Санкт-Петербурга и Ленингр. обл., 1998. – 196 с.

2. Вершловский С.Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / отв. ред. М.А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2002. – 159 с. (Библиотека журнала «Директор школы». – 2002. – Вып. № 7).

3. Вершловский С.Г. Преподаватель системы постдипломного образования как андрагог // Человек и образование. – 2014. – № 1 (38). – С .4-7.

4. Вершловский С.Г. и др. Методика педагогического исследования: учеб.-метод. пособие / под науч. ред. С.Г. Вершловского. – СПб.: СПб АППО, 2017. – 247 с.

5. Закирова А.Ф. Педагогическая герменевтика: моногр. – Тюмень: изд-во ТГПУ, 2001. – 152 с.

6. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. – М.: Флинта–Наука, 2002. – 200 с.

7. Коржуев А.В., Бабаскин В.С., Садыкова А.Р. Анализ научно-педагогического текста как исследовательская процедура // Высшее образование в России. – 2014. – № 1. – С. 124-129.

8. Сухих С.И. Методология литературоведения: комплексный и системный методы анализа литературы // Вестник ННГУ. – 2012. – №6-1. – С. 298-303.

9. Педагогика текста: опыт семиотического решения: кол. моногр. / авт.-сост. и науч. ред. Т.Г. Галактионова, М.А. Афанасьева [и др.]. – СПб., 2013. – 379 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх