Pedagogical Heritage of Professor S.G. Vershlovsky and his Contribution to Andragogy Development

 
PIIS181570410020865-6-1
DOI10.54884/S181570410020865-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of Department of Pedagogy and Andragogy
Affiliation: St. Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Professor of Department of Pedagogy
Affiliation: Yaroslav-The-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation, Velikiy Novgorod
Occupation: Associate Professor of Department of Pedagogy and Andragogy
Affiliation: St. Petersburg Academy of Postgraduate Teachers Training
Address: Russian Federation, Sankt-Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (62)
Pages104-109
Abstract

The article substantiates the methods of studying the scientist’s pedagogical heritage, identifies sources and directions for the study of the biography and scientific works of S. G. Vershlovsky; the main stages of the biography and work of the scientist and teacher are given.

 

Keywordspedagogical heritage, research methods, text
Received25.06.2022
Publication date26.06.2022
Number of characters16619
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Изучение педагогического наследия ученого направлено прежде всего на сохранение и поддержание традиции научной мысли России, на сохранение памяти о блестящем педагоге и на обеспечение преемственности педагогической науки. Данная статья является попыткой систематизации методов и направлений изучения научного наследия ученого-педагога на примере д.п.н., профессора Семена Григорьевича Вершловского.
2 Под педагогическим наследием традиционно понимаются взгляды, концепции, парадигмы, учения великих педагогов. Педагогическое наследие рассматривается как составная часть культурного наследия, отражающая совокупность духовных и материальных достижений общества в виде идей, теорий и концепций, материализованных в его жизни, педагогической деятельности и публикациях. Это наследие опредмечено в научных и публицистических текстах, зафиксировано в плодах и результатах научной и педагогической деятельности в виде конференций, научной школы, созданных и действующих сообществах и др.
3 Семен Григорьевич Вершловский за свою продолжительную жизнь в науке и системе образования создал более 250 научных трудов, среди которых более 30 монографий и более 20 учебных пособий.
4 Он является создателем научной школы, основная проблематика которой: непрерывное образование на разных этапах жизнедеятельности и образование взрослых, включая историко-теоретический анализ феномена непрерывного образования, характеристики ценностей образования на разных этапах жизни человека, андрагогические аспекты позиции преподавателя и технологии образования взрослых, прогнозирование развития системы непрерывного образования. Под его руководством были защищены 33 кандидатских и 7 докторских диссертаций.
5 Большим научно-педагогическим потенциалом обладают разработанные программы и курсы ученого-педагога.
6 Раскроем возможности различных методов исследования педагогического наследия С.Г. Вершловского на основе обзора некоторых из них: историко-генетического, сравнительно-исторического, социологического, рефлексивного метода анализа научного, учебного или публицистического текста, феноменологического, системного, комплексного, биографического и др. [5, 6, 7, 8, 9].
7 Историко-генетический метод позволяет объяснить педагогические факты, выявить причины их появления, особенности развития в разные периоды и в разных ситуациях, увидеть их последствия; дает ключ к анализу причинности в генезисе развития педагогической науки и практики. На основе историко-генетического метода по работам С.Г. Вершловского можно проследить, например, как менялись акценты в профессиональной деятельности учителя, как проходило прорастание андрагогических идей в российской и мировой педагогической науке.
8 Сравнительно-исторический метод предполагает исследование общего и особенного в понимании тех или иных педагогических явлений и процессов, основываясь на текстах разных авторов, в том числе в исторической ретроспективе. Интересные результаты, на наш взгляд, могут быть получены при исследовании взаимовлияния работ Семена Григорьевича Вершловского и других видных ученых этого поколения, в том числе зарубежных ученых, увидеть, как взаимообмен творческими идеями обогащал педагогическую науку и практику.

views: 265

Readers community rating: votes 0

1. Vershlovskij S.G. Rabochaya kniga andragoga: uchebnoe posobie / pod red. S.G. Vershlovskogo. – SPb.: O-vo «Znanie» Sankt-Peterburga i Leningr. obl., 1998. – 196 s.

2. Vershlovskij S.G. Pedagog ehpokhi peremen, ili Kak reshayutsya segodnya problemy professional'noj deyatel'nosti uchitelya / otv. red. M.A. Ushakova. – M.: Sentyabr', 2002. – 159 s. (Biblioteka zhurnala «Direktor shkoly». – 2002. – Vyp. № 7).

3. Vershlovskij S.G. Prepodavatel' sistemy postdiplomnogo obrazovaniya kak andragog // Chelovek i obrazovanie. – 2014. – № 1 (38). – S .4-7.

4. Vershlovskij S.G. i dr. Metodika pedagogicheskogo issledovaniya: ucheb.-metod. posobie / pod nauch. red. S.G. Vershlovskogo. – SPb.: SPb APPO, 2017. – 247 s.

5. Zakirova A.F. Pedagogicheskaya germenevtika: monogr. – Tyumen': izd-vo TGPU, 2001. – 152 s.

6. Zinchenko V.G., Zusman V.G., Kirnoze Z.I. Metody izucheniya literatury. – M.: Flinta–Nauka, 2002. – 200 s.

7. Korzhuev A.V., Babaskin V.S., Sadykova A.R. Analiz nauchno-pedagogicheskogo teksta kak issledovatel'skaya protsedura // Vysshee obrazovanie v Rossii. – 2014. – № 1. – S. 124-129.

8. Sukhikh S.I. Metodologiya literaturovedeniya: kompleksnyj i sistemnyj metody analiza literatury // Vestnik NNGU. – 2012. – №6-1. – S. 298-303.

9. Pedagogika teksta: opyt semioticheskogo resheniya: kol. monogr. / avt.-sost. i nauch. red. T.G. Galaktionova, M.A. Afanas'eva [i dr.]. – SPb., 2013. – 379 s.

Система Orphus

Loading...
Up