Идеи Льва Николаевича Толстого в научных исследованиях российских и зарубежных ученых

 
Код статьиS181570410020864-5-1
DOI10.54884/S181570410020864-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: магистрант
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Должность: профессор
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Должность: директор
Аффилиация: Институт непрерывного педагогического образования Новгородского государственного университета
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (62)
Страницы99-103
Аннотация

Статья посвящена использованию идей Льва Николаевича Толстого в российских и зарубежных исследованиях, дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Представлен опыт образовательных организаций США, Италии, Германии и Нидерландов. Описание процесса обучения за рубежом сопровождается подтверждением использования педагогических взглядов Льва Николаевича Толстого.

 

Ключевые словаЛев Николаевич Толстой, педагогические идеи, исследования, детский сад, школа
Получено25.06.2022
Дата публикации26.06.2022
Кол-во символов11412
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Актуальность исследования, посвященного реализации идей Толстого, обусловлена современной ситуацией, характеризующейся востребованностью педагогического наследия Л.Н. Толстого как учеными, так и педагогами школ и детских садов в России и за рубежом.
2 Лев Николаевич Толстой является великим педагогом, писателем и исследователем. По данным старейшей англоязычной универсальной энциклопедии Британника Лев Толстой – один из величайших писателей-романистов в мире. Романы «Война и мир» и «Анна Каренина» считаются одними из лучших когда-либо написанных романов [13].
3 Педагогические идеи Льва Николаевича – это не только национальное достояние России, но и часть мирового педагогического наследия. И сегодня его идеи, педагогическая концепция не теряют своего значения, к ним постоянно обращаются как ученые, так и педагоги в России и за рубежом.
4 Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого началась с обучения грамоте крестьянских детей в созданной им начальной школе в Ясной Поляне, усадьбе в Тульской области, где дети изучали 12 предметов: письмо, чтение, каллиграфию, грамматику, черчение, рисование, пение, математику, естествознание, Закон Божий, Священную и русскую историю [3]. Толстой уделял особое внимание школе, что послужило тому, что Ясная Поляна стала источником новых педагогических идей. В 1860-м году для совершенствования педагогического мастерства и знакомства с зарубежным опытом народного образования Лев Николаевич посетил европейские школы в Германии, Англии, Италии, Франции, Швейцарии, Бельгии. Поездка называлась «Путешествие по школам Европы» [3, с. 114]. Он встречался с учеными и педагогами, изучал специальную литературу.
5 Современные исследования о педагогической деятельности Л.Н. Толстого (Л.А. Силаевой, М.А Лукацкого, А.А. Шаталова и др.) посвящены его педагогической концепции, дидактическим идеям, педагогическим принципам, осмыслению профессиональной деятельности учителя[4, 6, 5].
6 Так, Л.А. Силаева в статье «Отражение концепции Л.Н. Толстого в образовательных стандартах» отмечает, что идеи Льва Николаевича о развитии творческого мышления детей, формировании их духовных потребностей и нравственных качеств, обеспечении государством равных возможностей для каждого ребенка нашли отражение в современных документах об образовании (ФГОСы, профстандарты, Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2013) и др.). Л.А. Силаева отмечает: «Вся педагогическая концепция Л. Толстого пронизана идеей свободного обучения и воспитания ребёнка, отказа от принуждения и защиты, от подавления детского активного мышления, творчества, самопознания, самостоятельности» [4, c. 138]. Особо значимо, что Л.Н. Толстой в условиях своего времени подчеркивал, что педагогика как наука должна не только образовывать, «…но и изучать ребёнка, раскрывать его потенциал и способствовать развитию всех его творческих способностей» [4, c. 138]. Все эти подходы реализованы в созданной им Яснополянской школе. Высказывание Л.Н. Толстого о том, что каждая школа может стать педагогической лабораторией только тогда, когда она не отстает от прогресса, является актуальным и в современных условиях.

всего просмотров: 286

Оценка читателей: голосов 0

1. Бляйль М., Безель Г., Кон Ж. Обучение русскому языку в государственных европейских школах г. Берлина // Русский язык за рубежом. – 2014. – № 2. – C. 92-93.

2. Бурсов Б.И. Л.Н. Толстой: семинарий. – Л.: Учпедгиз. Ленингр. отд-ние, 1963. – 434 с.

3. Мир Ясной Поляны: книга для чтения / Ю.А. Блынская, С.С. Воловщикова, М.М. Медведева и др.; ред. Р.А. Толстая. –Тула: Ясная Поляна, 2013. – 189 с.

4. Силаева Л.А. Отражение концепции Л.Н. Толстого в образовательных стандартах // Современное научное знание: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции IV Лужские научные чтения. – СПб., 2016. – С. 138-143.

5. Шаталов А.А. Гуманистическая концепция педагогической системы Л.Н. Толстого // Воспитание школьников. – 2014. – № 9. – С. 66-72.

6. Лукацкий М.А. Философско-методологические основы педагогики Л.Н. Толстого: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Тверь., 1999. – 307 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/filosofsko-metodologicheskie-osnovy-pedagogiki-l-n-tolstogo (дата обращения: 29.01.20).

7. Русская школа им. Льва Толстого в Милане [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scuolarussa-levtolstoj.com/index.php (дата обращения: 14.11.19).

8. Учебный центр «Лев Толстой» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sites.google.com/a/russischeschool.org/ruscreatief (дата обращения: 14.11.19).

9. Blaisdell B. Tolstoy, the Writing Teacher. Teaching and Learning Literature with Children and Young Adults. – 1998. – 8(1). – 55-60. – Retrieved from https://eric.ed.gov/?q=school+of+tolstoy&id=EJ577009.

10. Cohen A. The Educational Philosophy of Tolstoy. Oxford Review of Education. – 1981. – 7(3). – 241–251. – Retrieved from https://eric.ed.gov/?q=tolstoy&pg=2&id=EJ258577.

11. Moulin D. Leo Tolstoy the Spiritual Educator. International Journal of Children's Spirituality. – 2008. – 13(4). – 345–353. – Retrieved from https://eric.ed.gov/?q=tolstoy&id=EJ814247.

12. Lew-Tolstoi-Schule // Lew-Tolstoi Europaschule. – Retrieved from https://lew-tolstoi-schule.de/.

13. Leo Tolstoy // Encyclopædia Britannica. – Retrieved from https://www.britannica.com/biography/A-N-Wilson.

14. Yasnaya Polyana in Bethesda // The Tolstoy preschool. Retrieved from http://www.tolstoypreschool.com/site/about.html.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх