Концептуализация “азиатских ценностей” в Малайзии и Сингапуре

 
Код статьиS013122270008855-1-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-1-91-98
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №1
Страницы91-98
Аннотация

“Азиатские ценности” как концепция появились в общественно-политическом дискурсе в 90-е годы XX в. в связи с так называемым подъемом Азии. Особую роль в их концептуальном оформлении сыграли видные государственные деятели Малайзии и Сингапура – Махатхир Мохамад и Ли Куан Ю. Многие исследователи связывают экономический подъем этих стран именно с внедрением данной теории во все сферы общественной жизни. “Азиатские ценности” вызвали полемику в научных и политических кругах по всему миру, которая не утихает до сих пор. Ее главным содержанием является изучение степени и характера влияния “азиатских ценностей” на развитие стран Востока, в частности Малайзии и Сингапура, а также исследование подходов этих двух государств к оценке концепции и выявление политического контекста ее возникновения. Цель настоящей работы состоит в определении воздействия “азиатских ценностей” на процессы модернизации Малайзии и Сингапура, осмыслении факторов, способствовавших их возникновению, и в целом той роли, которую они играют в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Ключевые слова“азиатские ценности”, подъем Азии, АСЕАН, “экономическое чудо”
Источник финансированияСтатья выполнена при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-31053 “Мегатренды мировой политики в ХХI веке: сферы проявления и развития”.
Получено17.03.2020
Дата публикации23.03.2020
Кол-во символов26239
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В первые десятилетия нынешнего столетия страны Юго-Восточной Азии, успешно преодолев последствия так называемого азиатского кризиса 1997–1998 гг., заметно усилили влияние на мировую экономику и политику. Им удалось прочно закрепить за собой роль одного из крупных центров Азиатско-Тихоокеанского региона, который занимает важное место в глобальном развитии. При этом, несмотря на воздействие глобализации, придающей социальным, экономическим и внутриполитическим процессам все более универсальный характер, страны ЮВА сохраняют определенную специфику, четко проявляющуюся в устройстве и функционировании их обществ. Специалисты в области политических и социальных наук все чаще усматривают в этом влияние цивилизационных особенностей азиатских стран, среди которых первостепенное значение имеют “азиатские ценности”.
2 Понятие “азиатские ценности” появилось в научном дискурсе в 90-е годы прошлого века под влиянием усилившихся процессов глобализации, которые сопровождались широкой пропагандой идей вестернизации восточных обществ и их политических систем. Эта концепция сразу же подверглась резкой критике со стороны приверженцев азиатской модели, повторяющей западный путь развития. Многие эксперты в связи с финансовыми кризисами 1997–98 и 2008 гг., нанесших серьезный удар по экономикам стран Юго-Восточной Азии, стали говорить о крахе “азиатских ценностей”. Однако успешное преодоление этих кризисов, прежде всего Малайзией и Сингапуром, и их последующее успешное развитие опровергли эти утверждения. “Азиатские ценности” не теряют актуальности для этих двух государств и ныне, а многие идеи из их арсенала можно обнаружить в основе процессов экономической и политической модернизации других стран – Вьетнама и Камбоджи, Мьянмы и Таиланда [1]. Концепция “азиатских ценностей” востребована как практическая модель успешного развития стран ЮВА.
3 В настоящее время она обретает новое, гораздо более широкое значение для азиатских стран. Аналитики отмечают постепенное ослабление мирового доминирования США и навязываемой ими чуждой традиционным обществам западной модели либеральных ценностей. В этих условиях популярными становятся конкурирующие идейные ценности – исламский фундаментализм; опирающийся на неоконфуцианство китайский традиционализм; европейский популизм и т.д. [2]. Вместе с тем “азиатские ценности” не только сохраняют свою привлекательность как альтернатива, обеспечивающая экономическое процветание, но и становятся инструментом самоидентификации различных государств ЮВА во внутренней политике и на международной арене.
4

ВКЛЮЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ “АЗИАТСКИХ ЦЕННОСТЕЙ” В НАУЧНЫЙ ДИСКУРС

5 Наиболее активными сторонниками “азиатских ценностей” выступили премьер-министры Сингапура Ли Куан Ю и Малайзии Махатхир Мохамад1. “Азиатские ценности” не были облечены в форму стройной концепции, однако в них совершенно четко выделяется главная мысль: экономическая модернизация и социально-политическое развитие восточных обществ не обязательно должны проходить в русле западного пути и копировать характерные для либеральной демократии модели. 1. Ли Куан Ю – премьер-министр с 1959 по 1990 гг.; Махатхир Мохамад – с 1981 по 2003 гг. и с 2018 г.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 541

Оценка читателей: голосов 0

1. Tew Y. Beyond “Asian Values”: Rethinking Rights. CGHR Working Paper 5. November 2012. Cambridge, University of Cambridge Centre of Governance and Human Rights. Available at: https://www.repository.cam.ac.uk/bitstream/handle/1810/245115/CGHR_WP_5_2012_Tew.pdf (accessed 23.08.2019).

2. Xuetong Yan. Chinese Values vs. Liberalism: What Ideology Will Shape the International Normative Order? The Chinese Journal of International Politics, 2018, 1 March, vol. 11, issue 1, pp. 1-22.

3. Mahathir M., Ishihara S. The Voice of Asia: Two Leaders Discuss the Coming Century. Tokyo, Kondansha International, 1995. 159 p.

4. Lee Kuan Yew. The Singapore Story: Memoires of Lee Kuan Yew. Upper Saddle River (NJ), Prentice Hall, 1998. 680 p.

5. Hoon Chang Yau. Revisiting the Asian Values Argument Used by Asian Political Leaders and Its Validity. Indonesian Quarterly, 2004, vol. 32, no. 2, pp. 154-174.

6. Chee-hua T. The Asian way. Asiaweek, 1994, March 2, vol. 20, no. 9, pp. 22-25.

7. Fukuyama F. The Primacy of Culture. Journal of Democracy, 1995, January, vol. 6, no. 1, pp. 7-14.

8. Mohd Sani, Mohd Azizuddin. Mahathir Mohamad as a Cultural Relativist: Mahathirism on Human Rights. Asian Studies Association of Australia (ASAA). 17th Biennial Conference: Is this the Asian century? 1-3 July 2008. Available at: https://www.researchgate.net/publication/241044174_MAHATHIR_MOHAMAD_AS_A_CULTURAL_RELATIVIST_MAHATHIRISM_ON_HUMAN_RIGHTS (accessed 23.08.2019).

9. Forging Ahead as 1Malaysia. Datin Omi Habibah Shariff, ed. Kuala Lumpur, Jabatan Penerangan Malaysia, 2012. 256 p.

10. Тюнь Г.Т. Идея глобализации Махатхира Мохамада и мусульманская банковская сеть в Малайзии. Ученые записки Петрозаводского Государственного Университета, Петрозаводск, 2016, № 3 (156), сс. 43-50. [Tyun' G.T. Ideya globalizatsii Makhathira Mokhamada i musul'manskaya bankovskaya set' v Malaizii [The Idea of Globalization of Mahathir Mohamad and the Muslim Banking Network in Malaysia]. Uchenye zapiski Petrozavodskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Petrozavodsk, 2016, no. 3 (156), pp. 43-50.]

11. Malaysia Maintains Solid Near-Term Growth and Economic Fundamentals. Press Release. The World Bank. July 02, 2018. Available at: https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2018/07/02/malaysia-maintains-solid-near-term-growth-and-economic-fundamentals (accessed 23.08.2019).

12. ASEAN Human Rights Declaration. November 19, 2012. Available at: https://asean.org/asean-human-rights-declaration/ (accessed 23.08.2019).

13. Rošker J.S. Modern Confucianism and the Concept of “Asian Values”. Asian Studies, 2016, February, IV (XX), pp. 153-164.

14. The "Singapore School" of Asian Values: Down but Not Out? Carnegie Council for Ethics in International Affairs. January 26, 2016. Available at: https://www.carnegiecouncil.org/publications/articles_papers_reports/762) (accessed 23.08.2019).

15. Sopiee N. The Development of an East Asian Consciousness. Sheridan G., ed. Living with Dragons: Australia Confronts Its Asian Destiny. Sidney, Allen & Unwin, 1995, pp. 180-193.

16. Тэй С. АСЕАН после холодной войны: как укрепить связи между Россией и Юго-Восточной Азией. Россия в глобальной политике, 2012, № 1, сс. 204-211. [Tei S. ASEAN posle kholodnoi voiny: kak ukrepit’ svyazi mezhdu Rossiei i Yugo-Vostochnoi Aziei [ASEAN after the Cold War: How to Strengthen Ties between Russia and Southeast Asia]. Russia in global affairs, 2012, no. 1, pp. 204-211.]

17. Milner A. What's Happened to Asian Values? Beyond the Asia Crisis. Goodman D., Segal G., eds. 1999. Available at: http://www.anu.edu.au/asianstudies/values.html (accessed 23.08.2019).

18. Meijknecht A.K., de Vries B.S. Is There a Place for Minorities' and Indigenous Peoples' Rights within ASEAN? Asian Values, ASEAN Values and the Protection of Southeast Asian Minorities and Indigenous Peoples. International Journal on Minority and Group Rights, 2010, January, vol. 17, issue 1, pp. 75-110.

19. Clammer J. Deconstructing Values: The Establishment of a National Ideology and Its Implications for Singapore’s Political Future. Rodan G., ed. Singapore Changes Guard: Social, Political and Economic Direction in the 1990s. Melbourne, Longman Cheshire, 1993, pp. 34-51.

20. Mauzy D.K. The Human Rights and “Asian Values” Debate in Southeast Asia: Trying to Clarify the Key Issues. Pacific Review, 1997, vol. 10, issue 2, pp. 210-236.

21. Visone T. The “ASEAN Way”. A Decolonial Path beyond “Asian Values”? Perspectives on Federalism, 2017, vol. 9, issue 1, pp. E1-E12.

22. Strategic and Geopolitical Issues in the Contemporary World. Riegl M., Landovský J., eds. Cambridge, Cambridge Scholars Publishing, 2013. 360 p.

23. Bloom P. Authoritarian Capitalism in the Age of Globalization. Cheltenham (UK), Edwar Elgar Publishing Limited, 2016. 232 p.

24. Kohei H. Mahathir Mohamad: Achieving True Globalization. Selangor (Malaysia), Pelanduk Pubns Sdn Bhd, 2004. 152 p.

25. Oshima H.T. The Role of Social Values in the Growth of Asian Economies: The Proximate and the Distal. Journal of the Asia Pacific Economy, 1996, vol. 1, issue 2, pp. 195-214.

26. Подберезский И. Регион Юго-Восточной Азии как цивилизационная общность. Мировая экономика и международные отношения, 2005, № 4, сс. 53-59. [Podberezskii I. Region Yugo-Vostochnoi Azii kak tsivilizatsionnaya obshchnost' [Region of Southeast Asia as a Civilizational Community]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2005, no. 4, pp. 53-59.]

27. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. Москва, Аспект Пресс, 1999. 416 с. [Eizenshtadt Sh. Revolyutsiya i preobrazovanie obshchestv. Sravnitel'noe izuchenie tsivilizatsii [Revolution and Transformation of Societies. Comparative Study of Civilizations]. Moscow, Aspect Press, 1999. 416 p.]

28. Binder L., Coleman J.S., LaPalombara J., Pye L.W. Crises and Sequences in Political Development. Princeton, NJ, Princeton University Press, 1971. 340 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх