Leo Tolstoy ideas in scientific studies of Russian and foreign scientists

 
PIIS181570410020864-5-1
DOI10.54884/S181570410020864-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Master Student
Affiliation: Yaroslav-The-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation, Velikiy Novgorod
Occupation: Professor
Affiliation: Yaroslav-The-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation, Velikiy Novgorod
Occupation: Director
Affiliation: Institute of Continuing Education in Novgorod State University
Address: Russian Federation, Veliky Novgorod
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (62)
Pages99-103
Abstract

The article is devoted to the use of Leo Tolstoy's ideas in Russian and foreign studies, preschool and school educational institutions. The experience of educational organizations of the USA, Italy, Germany and the Netherlands is presented. The description of the process of studying abroad is accompanied by confirmation of the use of Leo Tolstoy pedagogical views.

 

KeywordsLeo Tolstoy, pedagogical ideas, studies, kindergarten, school
Received25.06.2022
Publication date26.06.2022
Number of characters11412
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Актуальность исследования, посвященного реализации идей Толстого, обусловлена современной ситуацией, характеризующейся востребованностью педагогического наследия Л.Н. Толстого как учеными, так и педагогами школ и детских садов в России и за рубежом.
2 Лев Николаевич Толстой является великим педагогом, писателем и исследователем. По данным старейшей англоязычной универсальной энциклопедии Британника Лев Толстой – один из величайших писателей-романистов в мире. Романы «Война и мир» и «Анна Каренина» считаются одними из лучших когда-либо написанных романов [13].
3 Педагогические идеи Льва Николаевича – это не только национальное достояние России, но и часть мирового педагогического наследия. И сегодня его идеи, педагогическая концепция не теряют своего значения, к ним постоянно обращаются как ученые, так и педагоги в России и за рубежом.
4 Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого началась с обучения грамоте крестьянских детей в созданной им начальной школе в Ясной Поляне, усадьбе в Тульской области, где дети изучали 12 предметов: письмо, чтение, каллиграфию, грамматику, черчение, рисование, пение, математику, естествознание, Закон Божий, Священную и русскую историю [3]. Толстой уделял особое внимание школе, что послужило тому, что Ясная Поляна стала источником новых педагогических идей. В 1860-м году для совершенствования педагогического мастерства и знакомства с зарубежным опытом народного образования Лев Николаевич посетил европейские школы в Германии, Англии, Италии, Франции, Швейцарии, Бельгии. Поездка называлась «Путешествие по школам Европы» [3, с. 114]. Он встречался с учеными и педагогами, изучал специальную литературу.
5 Современные исследования о педагогической деятельности Л.Н. Толстого (Л.А. Силаевой, М.А Лукацкого, А.А. Шаталова и др.) посвящены его педагогической концепции, дидактическим идеям, педагогическим принципам, осмыслению профессиональной деятельности учителя[4, 6, 5].
6 Так, Л.А. Силаева в статье «Отражение концепции Л.Н. Толстого в образовательных стандартах» отмечает, что идеи Льва Николаевича о развитии творческого мышления детей, формировании их духовных потребностей и нравственных качеств, обеспечении государством равных возможностей для каждого ребенка нашли отражение в современных документах об образовании (ФГОСы, профстандарты, Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2013) и др.). Л.А. Силаева отмечает: «Вся педагогическая концепция Л. Толстого пронизана идеей свободного обучения и воспитания ребёнка, отказа от принуждения и защиты, от подавления детского активного мышления, творчества, самопознания, самостоятельности» [4, c. 138]. Особо значимо, что Л.Н. Толстой в условиях своего времени подчеркивал, что педагогика как наука должна не только образовывать, «…но и изучать ребёнка, раскрывать его потенциал и способствовать развитию всех его творческих способностей» [4, c. 138]. Все эти подходы реализованы в созданной им Яснополянской школе. Высказывание Л.Н. Толстого о том, что каждая школа может стать педагогической лабораторией только тогда, когда она не отстает от прогресса, является актуальным и в современных условиях.

views: 285

Readers community rating: votes 0

1. Blyajl' M., Bezel' G., Kon Zh. Obuchenie russkomu yazyku v gosudarstvennykh evropejskikh shkolakh g. Berlina // Russkij yazyk za rubezhom. – 2014. – № 2. – C. 92-93.

2. Bursov B.I. L.N. Tolstoj: seminarij. – L.: Uchpedgiz. Leningr. otd-nie, 1963. – 434 s.

3. Mir Yasnoj Polyany: kniga dlya chteniya / Yu.A. Blynskaya, S.S. Volovschikova, M.M. Medvedeva i dr.; red. R.A. Tolstaya. –Tula: Yasnaya Polyana, 2013. – 189 s.

4. Silaeva L.A. Otrazhenie kontseptsii L.N. Tolstogo v obrazovatel'nykh standartakh // Sovremennoe nauchnoe znanie: teoriya i praktika: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii IV Luzhskie nauchnye chteniya. – SPb., 2016. – S. 138-143.

5. Shatalov A.A. Gumanisticheskaya kontseptsiya pedagogicheskoj sistemy L.N. Tolstogo // Vospitanie shkol'nikov. – 2014. – № 9. – S. 66-72.

6. Lukatskij M.A. Filosofsko-metodologicheskie osnovy pedagogiki L.N. Tolstogo: avtoref. dis. … d-ra ped. nauk. – Tver'., 1999. – 307 s. [Ehlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.dissercat.com/content/filosofsko-metodologicheskie-osnovy-pedagogiki-l-n-tolstogo (data obrascheniya: 29.01.20).

7. Russkaya shkola im. L'va Tolstogo v Milane [Ehlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.scuolarussa-levtolstoj.com/index.php (data obrascheniya: 14.11.19).

8. Uchebnyj tsentr «Lev Tolstoj» [Ehlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.sites.google.com/a/russischeschool.org/ruscreatief (data obrascheniya: 14.11.19).

9. Blaisdell B. Tolstoy, the Writing Teacher. Teaching and Learning Literature with Children and Young Adults. – 1998. – 8(1). – 55-60. – Retrieved from https://eric.ed.gov/?q=school+of+tolstoy&id=EJ577009.

10. Cohen A. The Educational Philosophy of Tolstoy. Oxford Review of Education. – 1981. – 7(3). – 241–251. – Retrieved from https://eric.ed.gov/?q=tolstoy&pg=2&id=EJ258577.

11. Moulin D. Leo Tolstoy the Spiritual Educator. International Journal of Children's Spirituality. – 2008. – 13(4). – 345–353. – Retrieved from https://eric.ed.gov/?q=tolstoy&id=EJ814247.

12. Lew-Tolstoi-Schule // Lew-Tolstoi Europaschule. – Retrieved from https://lew-tolstoi-schule.de/.

13. Leo Tolstoy // Encyclopædia Britannica. – Retrieved from https://www.britannica.com/biography/A-N-Wilson.

14. Yasnaya Polyana in Bethesda // The Tolstoy preschool. Retrieved from http://www.tolstoypreschool.com/site/about.html.

Система Orphus

Loading...
Up