Phenomenon of leadership as a component of managerial competencies

 
PIIS181570410020863-4-1
DOI10.54884/S181570410020863-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the Department of Primary, Pre-School Education and Social Management
Affiliation: Yaroslav-The-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation, Velikiy Novgorod
Occupation: Head Master
Affiliation: State Budgetary Educational Institution Boarding School with In-Depth Study of Physical Education N289 Krasnoselskiy r-n
Address: Russian Federation, Krasnoe Selo
Occupation: Professor of the Department of Professional Pedagogical Education and Social Management
Affiliation: The-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation, Veliky Novgorod
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (62)
Pages94-98
Abstract

The article deals with issues related to the development of the interdisciplinary category "leadership", determines the interdependence of the concepts "leader" and "manager" and justifies the need for developing leadership qualities in the process of training educational managers.

 

Keywordsleader, leadership, leadership qualities, leadership theories, manager, training of educational managers
Received25.06.2022
Publication date26.06.2022
Number of characters13958
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Динамичные изменения, происходящие во всех сферах общественной жизни, предъявляют новые требования к современному человеку – он должен уметь самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их последствия. Феномен лидерства получает широкое распространение в разнообразных сферах общественной жизни. В связи с этим он является объектом пристального изучения многих наук, таких как психология, педагогика, социология, философия, экономика и др. Междисциплинарный характер лидерства обусловливает необходимость рассмотрения данного вопроса с точки зрения различных научных оснований.
2 Слово «лидерство» образовано от английского глагола «lead». В этимологических словарях зафиксировано следующее значение этого глагола: «путешествовать, плыть» [11, с. 871]. В словаре английского языка С. Джонсона, изданном в 1785 году, лидер – это тот, кто ведет, указывает путь; капитан, командующий, идущий первым; человек во главе какой-либо группы [12].
3 Современные словари отображают расширенное представление о лидерстве в плане особенностей его проявления и функций. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, лидер – это не только командир, а любой влиятельный человек, который контролирует или оказывает влияние на действия других. Кроме того, лидерами могут выступать группы, партии и организации, являющиеся лучшими или успешными в какой-либо деятельности [5]. Таким образом, можно констатировать, что лидерство из бытовой (лидер – «указывающий путь»), административной и политической сферы проникло во все сферы социальной жизни.
4 Лидерство – относительно новая область научного исследования. Появление первых теорий лидерства относится к концу XIX – началу XX века. Тем не менее, если рассматривать понятие «лидер» в самом широком смысле, а именно как «оказывающий влияние», то предпосылки к возникновению феномена лидерства можно обнаружить еще в глубокой древности.
5 Большой интерес в рамках исследования проблемы лидерства представляют труды древнегреческих философов. Сократ справедливо полагал, что для грамотного управления недостаточно власти, переданной по наследству, или богатства. Вести за собой людей означало пробудить в них самые лучшие намерения, создав условия для взаимодействия. Способность оказывать влияние на людей Сократ прежде всего связывал с волей богов и наличием врожденных качеств, тем самым исключая какую-либо возможность для человека научиться управлять. Примечательным в данном контексте является сочетание как авторитарных, так и демократических умений, что в полной мере характеризует пути поиска наиболее эффективных способов управления.
6 Ученик Сократа Платон считал умение управлять людьми одним из самых сложных, поделив всех людей на три группы (правители, воины, работники) и четко обозначив взаимоотношения между носителями власти и последователями [6].

views: 264

Readers community rating: votes 0

1. Andreeva G.M. Sotsial'naya psikhologiya. Izd.3. – M.: Nauka, 1994. – 325 s.

2. Aristotel'. Sochineniya: V 4-kh t. T. 4 / obsch red. A.I. Dovatura: per. s drevnegrech. – M.: Mysl', 1983. – S. 484.

3. Bendas T.V. Psikhologiya liderstva: Uchebnoe posobie. – SPb.: Piter, 2009. – 448 s.

4. Nemov R.S. Psikhologiya: Uchebn. dlya stud. vyssh. ped. uchebn. zaved. V 3-kh knigakh. 4-e izd. – M.: Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 2003. – Kn.1. – 668 s.

5. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. 100000 slov, terminov, vyrazhenij: Novoe izdanie/ pod red. L.I. Skvortsova. – 28 izd, pererab. – M.: Mir i obrazovanie, 2015. – 1375 s.

6. Platon. Sochineniya v chetyrekh tomakh. T.3. Ch.2 / pod obsch. red. A.F. Loseva i V.F. Asmusa: per. s drevnegr. – SPb.: Izd-vo SPb.GU; «Izd-vo Olega Abyshko», 2007. – 731 s.

7. Parygin B.D. Sotsial'naya psikhologiya: problemy metodologii, istorii i teorii. – SPb.: IGUP, 1999. – 592 s.

8. Russo Zh-Zh. Traktaty / red. A.Z. Manfets. – M.: Nauka, 1969. – 709 s.

9. Umanskij A.L. Pedagogicheskoe soprovozhdenie detskogo liderstva. – Kostroma, 2004. – 290 s.

10. Sherajzina R.M. Liderstvo i komandnyj menedzhment: Uchebnoe posobie. – V. Novgorod: NovGU im. Yaroslava Mudrogo, 2003. – 112 s.

11. Comprehenesive Etymological Dictionary of the English Language by Ernest Klein,Elsevier Publishing Company, Amsterdam,1966 s. 871.

12. Dictionary of the English Language by Samuel Johnson,6 th Edition, London,1785.

Система Orphus

Loading...
Up