Феномен лидерства как компонент управленческих компетенций

 
Код статьиS181570410020863-4-1
DOI10.54884/S181570410020863-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры начального, дошкольного образования и социального управления
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Должность: директор
Аффилиация: ГБОУ Школа-интернат № 289 с углубленным изучением предмета «Физическая культура» Красносельского района
Адрес: Российская Федерация, Красное Село
Должность: профессор кафедры профессионального педагогического образования и социального управления
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (62)
Страницы94-98
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием междисциплинарной категории «лидерство», определяется взаимообусловленность понятий «лидер» и «руководитель», обосновывается необходимость формирования лидерских качеств в процессе подготовки образовательных менеджеров.

 

Ключевые словалидер, лидерство, лидерские качества, теории лидерства, руководитель, подготовка образовательных менеджеров
Получено25.06.2022
Дата публикации26.06.2022
Кол-во символов13958
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Динамичные изменения, происходящие во всех сферах общественной жизни, предъявляют новые требования к современному человеку – он должен уметь самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их последствия. Феномен лидерства получает широкое распространение в разнообразных сферах общественной жизни. В связи с этим он является объектом пристального изучения многих наук, таких как психология, педагогика, социология, философия, экономика и др. Междисциплинарный характер лидерства обусловливает необходимость рассмотрения данного вопроса с точки зрения различных научных оснований.
2 Слово «лидерство» образовано от английского глагола «lead». В этимологических словарях зафиксировано следующее значение этого глагола: «путешествовать, плыть» [11, с. 871]. В словаре английского языка С. Джонсона, изданном в 1785 году, лидер – это тот, кто ведет, указывает путь; капитан, командующий, идущий первым; человек во главе какой-либо группы [12].
3 Современные словари отображают расширенное представление о лидерстве в плане особенностей его проявления и функций. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, лидер – это не только командир, а любой влиятельный человек, который контролирует или оказывает влияние на действия других. Кроме того, лидерами могут выступать группы, партии и организации, являющиеся лучшими или успешными в какой-либо деятельности [5]. Таким образом, можно констатировать, что лидерство из бытовой (лидер – «указывающий путь»), административной и политической сферы проникло во все сферы социальной жизни.
4 Лидерство – относительно новая область научного исследования. Появление первых теорий лидерства относится к концу XIX – началу XX века. Тем не менее, если рассматривать понятие «лидер» в самом широком смысле, а именно как «оказывающий влияние», то предпосылки к возникновению феномена лидерства можно обнаружить еще в глубокой древности.
5 Большой интерес в рамках исследования проблемы лидерства представляют труды древнегреческих философов. Сократ справедливо полагал, что для грамотного управления недостаточно власти, переданной по наследству, или богатства. Вести за собой людей означало пробудить в них самые лучшие намерения, создав условия для взаимодействия. Способность оказывать влияние на людей Сократ прежде всего связывал с волей богов и наличием врожденных качеств, тем самым исключая какую-либо возможность для человека научиться управлять. Примечательным в данном контексте является сочетание как авторитарных, так и демократических умений, что в полной мере характеризует пути поиска наиболее эффективных способов управления.
6 Ученик Сократа Платон считал умение управлять людьми одним из самых сложных, поделив всех людей на три группы (правители, воины, работники) и четко обозначив взаимоотношения между носителями власти и последователями [6].

всего просмотров: 259

Оценка читателей: голосов 0

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Изд.3. – М.: Наука, 1994. – 325 с.

2. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / общ ред. А.И. Доватура: пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1983. – С. 484.

3. Бендас Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.

4. Немов Р.С. Психология: Учебн. для студ. высш. пед. учебн. завед. В 3-х книгах. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1. – 668 с.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов, выражений: Новое издание/ под ред. Л.И. Скворцова. – 28 изд, перераб. – М.: Мир и образование, 2015. – 1375 с.

6. Платон. Сочинения в четырех томах. Т.3. Ч.2 / под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса: пер. с древнегр. – СПб.: Изд-во СПб.ГУ; «Изд-во Олега Абышко», 2007. – 731 с.

7. Парыгин Б.Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999. – 592 с.

8. Руссо Ж-Ж. Трактаты / ред. А.З. Манфец. – М.: Наука, 1969. – 709 с.

9. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства. – Кострома, 2004. – 290 с.

10. Шерайзина Р.М. Лидерство и командный менеджмент: Учебное пособие. – В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. – 112 с.

11. Comprehenesive Etymological Dictionary of the English Language by Ernest Klein,Elsevier Publishing Company, Amsterdam,1966 с. 871.

12. Dictionary of the English Language by Samuel Johnson,6 th Edition, London,1785.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх