Reverse mentoring in vocational training of future teachers

 
PIIS181570410020862-3-1
DOI10.54884/S181570410020862-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of Department of Primary, Pre-school Education and Social Management
Affiliation: Yaroslav-The-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation, Velikiy Novgorod
Occupation: Associate Professor of Department of Primary, Pre-school Education and Social Management
Affiliation: Yaroslav-The-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation, Velikiy Novgorod
Occupation: Director
Affiliation: Municipal Budget Institution "Center for Work With Children and Youth «Scarlet sails»
Address: Russian Federation, Veliky Novgorod
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (62)
Pages88-93
Abstract

The article describes the experience of the reverse mentoring system in the student environment of the university. Tasks, directions, stages of implementation, methods are considered, indicators of performance of implementation of reverse student mentoring among future teachers of pre-school education at the department of the university are presented.

 

Keywordsstudent mentoring, reverse mentoring, future teachers of preschool education, vocational training at the university
Received25.06.2022
Publication date26.06.2022
Number of characters16083
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Современный педагог независимо от возраста и стажа работы способен гибко реагировать на изменения образовательной ситуации, в максимально короткие сроки адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, реализовать свой личностный потенциал в открытом образовательном пространстве, предполагающем совершенствование существующих и формирование новых компетенций.
2 Всему этому способствуют различные формы наставничества еще в период подготовки будущего педагога в вузе, компенсирующие при этом дефицитные компетенции.
3 Актуальности внедрения различных форм наставничества придает большое значение Президент РФ В.В. Путин, который в Указе «О национальных целях и задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поручил обеспечить создание условий для развития наставничества и вовлечь в различные формы наставничества и сопровождения не менее 70% обучающихся образовательных организаций. В 2018 году был проведен всероссийский Форум «Наставник», в котором активное участие принимали студенты и преподаватели Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.
4 По мнению Г.Х. Вахитовой, наставничество должно начинаться не в образовательной организации, а еще в процессе обучения студентов, особенно тех, которые высоко мотивированы на получение профессии педагога и хотят уже во время обучения попробовать себя в профессиональной или квазипрофессиональной деятельности [2]. Эффективные практики наставничества в высших учебных заведениях рассматриваются как стратегически значимый компонент развития системы высшего образования, когда на первый план выдвигаются задачи формирования компетенций, соответствующих модели выпускника, повышения вовлеченности всех субъектов в образовательный процесс, задачи инновационной аудиторной и внеаудиторной активности [5].
5 Современный вуз предлагает многообразие выбора учебной (включая проектную), внеаудиторной и досуговой деятельностей. Увеличивается количество и многообразие образовательных услуг, но зачастую этот процесс развивается стихийно в условиях рыночной конкуренции, нестабильности, неоднозначности, неопределенности, сложности выбора и, вследствие этого, – неуверенности в своих силах.
6 В результате самонавигация обучающегося в вузе студента становится затруднительной, возникает эффект дезориентации, выражающийся в затруднительном освоении универсальных и профессиональных компетенций.
7 В настоящее время в образовании используется несколько моделей наставничества: традиционное, партнерское, командное, флэш-наставничество, скоростное, реверсивное, виртуальное [6].
8 Молодое поколение студентов сегодня во многом говорит на другом языке, который вместе с ними родился в результате технической революции. Поэтому мы не удивляемся тому, что в современном образовании также обращается внимание на сокращение разрыва между поколениями с целью наиболее эффективного взаимодействия [1]. Этот факт приводит к тому, что в образовательном процессе вуза становится возможным применение реверсивного (обратного) наставничества (молодые педагоги передают свои умения более опытным, младшекурсники – студентам более старших курсов).

views: 236

Readers community rating: votes 0

1. Bogdanova JI.A. Nastavnichestvo v professional'nom obrazovanii: metodicheskoe posobie / avt.-sost.: L.A. Bogdanova, L.N. Vavilova, A.Yu. Kazakov i dr. – Kemerovo: GOU «KRIRPO», 2014. – 144 s.

2. Vakhitova G.Kh. Kvaziprofessional'naya deyatel'nost' v podgotovke buduschikh spetsialistov predshkol'nogo obrazovaniya // Vestnik Tomskogo gos. ped. un-ta. – 2016. – № 5 (170). – S. 64-66.

3. Metodika professional'nogo obucheniya: uch. pos. dlya nastavnikov na proizvodstve / pod red. V.I. Blinova. – M.: Yurajt, 2017. – 219 s.

4. Nastavnichestvo v sisteme obrazovaniya Rossii. Prakticheskoe posobie dlya kuratorov v obrazovatel'nykh organizatsiyakh / pod red. N.Yu. Sinyaginoj, T.Yu. Rajfshnajder. – M.: Rybakov Fond, 2016. – 155 s.

5. Podgotovka prikladnykh bakalavrov dlya raboty v sfere doshkol'nogo obrazovaniya: kol. monogr. / pod red. A.G. Gogoberidze. – SPb.: RGPU im. A.I. Gertsena, 2015. – 228 s.

6. Pozdeeva S.I. Nastavnichestvo kak deyatel'nostnoe soprovozhdenie molodogo spetsialista: modeli i tipy nastavnichestva // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. – 2017. – № 2. – S. 87-91.

7. Yurlovskaya I.A., Dzhaganyan A.G. Podgotovka buduschikh pedagogicheskikh rabotnikov k innovatsionnoj deyatel'nosti v usloviyakh nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya: monogr. – Vladikavkaz: IPTs SOIGSI VITs RAN i RSO-A, 2014. – 160 s.

Система Orphus

Loading...
Up