Реверсивное наставничество в профессиональной подготовке будущих педагогов

 
Код статьиS181570410020862-3-1
DOI10.54884/S181570410020862-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры начального, дошкольного образования и социального управления
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Должность: доцент кафедры начального, дошкольного образования и социального управления
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Должность: директор
Аффилиация: Муниципальное бюджетное учреждение «Центр по работе с детьми и молодежью «Алые паруса»
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (62)
Страницы88-93
Аннотация

В статье представлено описание опыта реверсивного наставничества в студенческой среде вуза. Рассмотрены задачи, направления, этапы реализации, представлены показатели результативности внедрения реверсивного студенческого наставничества среди будущих педагогов дошкольного образования на кафедре вуза.

 

Ключевые слованаставническая деятельность студентов, реверсивное наставничество, будущие педагоги дошкольного образования, профессиональная подготовка в вузе
Получено25.06.2022
Дата публикации26.06.2022
Кол-во символов16083
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Современный педагог независимо от возраста и стажа работы способен гибко реагировать на изменения образовательной ситуации, в максимально короткие сроки адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, реализовать свой личностный потенциал в открытом образовательном пространстве, предполагающем совершенствование существующих и формирование новых компетенций.
2 Всему этому способствуют различные формы наставничества еще в период подготовки будущего педагога в вузе, компенсирующие при этом дефицитные компетенции.
3 Актуальности внедрения различных форм наставничества придает большое значение Президент РФ В.В. Путин, который в Указе «О национальных целях и задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поручил обеспечить создание условий для развития наставничества и вовлечь в различные формы наставничества и сопровождения не менее 70% обучающихся образовательных организаций. В 2018 году был проведен всероссийский Форум «Наставник», в котором активное участие принимали студенты и преподаватели Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.
4 По мнению Г.Х. Вахитовой, наставничество должно начинаться не в образовательной организации, а еще в процессе обучения студентов, особенно тех, которые высоко мотивированы на получение профессии педагога и хотят уже во время обучения попробовать себя в профессиональной или квазипрофессиональной деятельности [2]. Эффективные практики наставничества в высших учебных заведениях рассматриваются как стратегически значимый компонент развития системы высшего образования, когда на первый план выдвигаются задачи формирования компетенций, соответствующих модели выпускника, повышения вовлеченности всех субъектов в образовательный процесс, задачи инновационной аудиторной и внеаудиторной активности [5].
5 Современный вуз предлагает многообразие выбора учебной (включая проектную), внеаудиторной и досуговой деятельностей. Увеличивается количество и многообразие образовательных услуг, но зачастую этот процесс развивается стихийно в условиях рыночной конкуренции, нестабильности, неоднозначности, неопределенности, сложности выбора и, вследствие этого, – неуверенности в своих силах.
6 В результате самонавигация обучающегося в вузе студента становится затруднительной, возникает эффект дезориентации, выражающийся в затруднительном освоении универсальных и профессиональных компетенций.
7 В настоящее время в образовании используется несколько моделей наставничества: традиционное, партнерское, командное, флэш-наставничество, скоростное, реверсивное, виртуальное [6].
8 Молодое поколение студентов сегодня во многом говорит на другом языке, который вместе с ними родился в результате технической революции. Поэтому мы не удивляемся тому, что в современном образовании также обращается внимание на сокращение разрыва между поколениями с целью наиболее эффективного взаимодействия [1]. Этот факт приводит к тому, что в образовательном процессе вуза становится возможным применение реверсивного (обратного) наставничества (молодые педагоги передают свои умения более опытным, младшекурсники – студентам более старших курсов).

всего просмотров: 238

Оценка читателей: голосов 0

1. Богданова JI.А. Наставничество в профессиональном образовании: методическое пособие / авт.-сост.: Л.А. Богданова, Л.Н. Вавилова, А.Ю. Казаков и др. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014. – 144 с.

2. Вахитова Г.Х. Квазипрофессиональная деятельность в подготовке будущих специалистов предшкольного образования // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2016. – № 5 (170). – С. 64-66.

3. Методика профессионального обучения: уч. пос. для наставников на производстве / под ред. В.И. Блинова. – М.: Юрайт, 2017. – 219 с.

4. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. – М.: Рыбаков Фонд, 2016. – 155 с.

5. Подготовка прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования: кол. моногр. / под ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – 228 с.

6. Поздеева С.И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. – 2017. – № 2. – С. 87-91.

7. Юрловская И.А., Джаганян А.Г. Подготовка будущих педагогических работников к инновационной деятельности в условиях непрерывного профессионального образования: моногр. – Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВИЦ РАН и РСО-А, 2014. – 160 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх