Phenomenon of design culture in the aspect of specialist’s professional and personal development

 
PIIS181570410020856-6-1
DOI10.54884/S181570410020856-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Lecturer
Affiliation: College of Modeling and Control Technology, St. Petersburg State University of Industrial Technology and Design
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (62)
Pages71-75
Abstract

The article is devoted to the search for new effective pedagogical tools that ensure developing future designers’ design culture. The issue of training students in the  system of secondary vocational education in the aspect of their professional and personal development is disclosed.

 

Keywordsproject culture, professional and personal development, practical orientation of training, demonstration exam, WorldSkills standards
Received25.06.2022
Publication date26.06.2022
Number of characters11373
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Для современного этапа развития общества и производства характерна устойчивая тенденция к изменению профессиональной подготовки специалистов, расширению и углублению требований к содержанию профессионального образования. В связи с этим появляются принципиально другие задачи по формированию у студентов высшего и среднего профессионального образования системного мышления, творческой активности, проектной культуры, умения анализировать результаты своей деятельности. Роль профессионального образования становится актуальной в условиях глобализации, а именно развитие территориальной мобильности населения.
2 Достаточное число профессиональных учебных заведений, равномерно размещенных по территории России, способствует удовлетворению образовательных потребностей населения страны в получении востребованных профессий. Однако значительный рост спроса на специалистов в области дизайна, соответствующих современной конъюнктуре рынка труда, сегодня вступил в противоречие с традиционно сложившейся системой их подготовки и переобучения, устоявшейся номенклатурой специальностей и специализаций.
3

Исследование научных трудов в сфере подготовки востребованных специалистов показало, что качество их подготовки зависит от сформированности проектной культуры как важной части общей и профессиональной культуры. Это обусловлено и необходимостью их профессионально-личностного развития, и социальным заказом общества [4].

4 Основные представления о проектной культуре сложились в конце ХIХ века. Зарубежная педагогика широко внедряла проектно-исследовательский подход к обучению в связи со многими направлениями – «новое воспитание» (А. Кросс, Б. Арчер, Е. Коллинз), «прогрессивное воспитание» (Дж. Дьюи, У. Kилпaтpикa) и «развитие познавательной деятельности» (Дж. Бpyнep). Английский ученый и педагог Дж. К. Джoнc обосновал и развил теорию проектирования как процесса обучения, синтеза искусства и науки, объединения проектного мышления с деятельностью человека.
5 В современных условиях важно прежде всего акцентировать внимание на аспекте личностного развития специалиста в проектной деятельности, что отражено в трудах ученых Г.Б. Минервина, С.А. Писаревой, В.Т. Шимко и др. [2, 9].
6 По мнению С.А. Писаревой, «проектная культура – это прежде всего воспитание личности, способной осуществить биографическое проектирование (проектирование собственной судьбы) на основе разработки и реализации технических, научных, социальных и иных личностно-значимых проектов» [9].
7 Н.А. Ковешникова трактует понятие: «Проектная культура – это эстетическая и художественная категория, характеризующаяся сочетанием различных аспектов проектной деятельности в многообразии их взаимоотношений. Она отражает как ценностно-смысловые установки, так и конкретные пути и средства для достижения практических результатов. Проектная культура дизайна в форме ценностных ориентаций, эстетических идеалов, культурных образцов и стандартов профессионального поведения является парадигмой художественно-проектной деятельности на различных этапах ее эволюции. Она является ключевым компонентом и в то же время основным фактором, определяющим идеологию дизайна, методологию проектирования и профессиональную практику, доминирующие на конкретной стадии развития дизайна» [7].

views: 213

Readers community rating: votes 0

1. Derkach A.A. Metodologo-prikladnye osnovy akmeologicheskikh issledovanij: monogr. – M.: Izd-vo RAGS, 1999. – 391 s.

2. Dizajn. Illyustrirovannyj slovar'-spravochnik / G.B. Minervin, V.T. Shimko, A.V. Efimov i dr. / pod obsch. red. G.B. Minervina i V.T. Shimko. – M.: Arkhitektura-S, 2004. – S. 43.

3. Dromova N.A., Rezinkina L.V. Sovremennye problemy razvitiya dizajn-obrazovaniya: istoriko-kul'turnyj kontekst // Chelovek i obrazovanie. – 2018. – № 3 (56) – S. 29-34.

4. Kaukina O.V. Formirovanie proektnoj kul'tury buduschikh dizajnerov v protsesse professional'noj podgotovki v vuze: avtoref. dis. … kand. ped. nauk. – Magnitogorsk, 2010. – 20 s.

5. Kovalenko Yu.A. Pedagogicheskie usloviya organizatsii proektno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov vuza–buduschikh dizajnerov: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. – Kazan', 2013. – 261 s.: il.

6. Koveshnikova E.N. Tvorcheskaya samostoyatel'nost' studentov-dizajnerov: kompetentnostnyj podkhod: monogr. – Orel: Gosuniversitet-UNPK, 2014. – 119 s.

7. Koveshnikova N.A. Paradigmy proektnoj kul'tury // Dizajn v kul'ture. – 2016. – № 4 (25). – S. 16-23.

8. Natus N.I. Sovremennye tendentsii funktsionirovaniya i razvitiya lokal'nogo rynka naruzhnoj reklamy // Vestnik SPb un-ta promyshlennykh tekhnologij i dizajna. – 2012. – № 4. – S. 49-54. – Seriya 3. Ehkonomicheskie, gumanitarnye i obschestvennye nauki.

9. Pisareva S.A. Formirovanie poznavatel'noj bazy i universal'nykh sposobov resheniya znachimykh dlya uchaschikhsya problem // Peterburgskaya shkola: obrazovatel'nye programmy / pod red. O.E. Lebedeva. – SPb.: Spetsial'naya literatura, 1999. – S. 64.

10. Tsifrovaya revolyutsiya – 2017: komp'yuter i vizual'naya kul'tura dizajna v kontekste ehsteticheskikh, ontologicheskikh, aksiologicheskikh problem i proektnykh tekhnologij / sost. A.N. Lavrent'ev [i dr.]. – M.: MGKhPA im. S.G. Stroganova, 2017. – 272 s.

Система Orphus

Loading...
Up