Феномен проектной культуры в аспекте профессионально-личностного развития специалиста

 
Код статьиS181570410020856-6-1
DOI10.54884/S181570410020856-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: преподаватель
Аффилиация: Колледж технологии моделирования и управления Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (62)
Страницы71-75
Аннотация

Статья посвящена поиску новых эффективных педагогических инструментов, обеспечивающих формирование проектной культуры будущих дизайнеров. Раскрыт вопрос подготовки студентов в системе СПО в аспекте их профессионально-личностного развития.

 

Ключевые словапроектная культура, профессионально-личностное развитие, практикоориентированность обучения, демонстрационный экзамен, стандарты WorldSkills
Получено25.06.2022
Дата публикации26.06.2022
Кол-во символов11373
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Для современного этапа развития общества и производства характерна устойчивая тенденция к изменению профессиональной подготовки специалистов, расширению и углублению требований к содержанию профессионального образования. В связи с этим появляются принципиально другие задачи по формированию у студентов высшего и среднего профессионального образования системного мышления, творческой активности, проектной культуры, умения анализировать результаты своей деятельности. Роль профессионального образования становится актуальной в условиях глобализации, а именно развитие территориальной мобильности населения.
2 Достаточное число профессиональных учебных заведений, равномерно размещенных по территории России, способствует удовлетворению образовательных потребностей населения страны в получении востребованных профессий. Однако значительный рост спроса на специалистов в области дизайна, соответствующих современной конъюнктуре рынка труда, сегодня вступил в противоречие с традиционно сложившейся системой их подготовки и переобучения, устоявшейся номенклатурой специальностей и специализаций.
3

Исследование научных трудов в сфере подготовки востребованных специалистов показало, что качество их подготовки зависит от сформированности проектной культуры как важной части общей и профессиональной культуры. Это обусловлено и необходимостью их профессионально-личностного развития, и социальным заказом общества [4].

4 Основные представления о проектной культуре сложились в конце ХIХ века. Зарубежная педагогика широко внедряла проектно-исследовательский подход к обучению в связи со многими направлениями – «новое воспитание» (А. Кросс, Б. Арчер, Е. Коллинз), «прогрессивное воспитание» (Дж. Дьюи, У. Kилпaтpикa) и «развитие познавательной деятельности» (Дж. Бpyнep). Английский ученый и педагог Дж. К. Джoнc обосновал и развил теорию проектирования как процесса обучения, синтеза искусства и науки, объединения проектного мышления с деятельностью человека.
5 В современных условиях важно прежде всего акцентировать внимание на аспекте личностного развития специалиста в проектной деятельности, что отражено в трудах ученых Г.Б. Минервина, С.А. Писаревой, В.Т. Шимко и др. [2, 9].
6 По мнению С.А. Писаревой, «проектная культура – это прежде всего воспитание личности, способной осуществить биографическое проектирование (проектирование собственной судьбы) на основе разработки и реализации технических, научных, социальных и иных личностно-значимых проектов» [9].
7 Н.А. Ковешникова трактует понятие: «Проектная культура – это эстетическая и художественная категория, характеризующаяся сочетанием различных аспектов проектной деятельности в многообразии их взаимоотношений. Она отражает как ценностно-смысловые установки, так и конкретные пути и средства для достижения практических результатов. Проектная культура дизайна в форме ценностных ориентаций, эстетических идеалов, культурных образцов и стандартов профессионального поведения является парадигмой художественно-проектной деятельности на различных этапах ее эволюции. Она является ключевым компонентом и в то же время основным фактором, определяющим идеологию дизайна, методологию проектирования и профессиональную практику, доминирующие на конкретной стадии развития дизайна» [7].

всего просмотров: 214

Оценка читателей: голосов 0

1. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований: моногр. – М.: Изд-во РАГС, 1999. – 391 с.

2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др. / под общ. ред. Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. – М.: Архитектура-С, 2004. – С. 43.

3. Дромова Н.А., Резинкина Л.В. Современные проблемы развития дизайн-образования: историко-культурный контекст // Человек и образование. – 2018. – № 3 (56) – С. 29-34.

4. Каукина О.В. Формирование проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2010. – 20 с.

5. Коваленко Ю.А. Педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности студентов вуза–будущих дизайнеров: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Казань, 2013. – 261 с.: ил.

6. Ковешникова Е.Н. Творческая самостоятельность студентов-дизайнеров: компетентностный подход: моногр. – Орел: Госуниверситет-УНПК, 2014. – 119 с.

7. Ковешникова Н.А. Парадигмы проектной культуры // Дизайн в культуре. – 2016. – № 4 (25). – С. 16-23.

8. Натус Н.И. Современные тенденции функционирования и развития локального рынка наружной рекламы // Вестник СПб ун-та промышленных технологий и дизайна. – 2012. – № 4. – С. 49-54. – Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки.

9. Писарева С.А. Формирование познавательной базы и универсальных способов решения значимых для учащихся проблем // Петербургская школа: образовательные программы / под ред. О.Е. Лебедева. – СПб.: Специальная литература, 1999. – С. 64.

10. Цифровая революция – 2017: компьютер и визуальная культура дизайна в контексте эстетических, онтологических, аксиологических проблем и проектных технологий / сост. А.Н. Лаврентьев [и др.]. – М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2017. – 272 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх