Sociocultural conditionality of change trends in school geographic education content

 
PIIS181570410020825-2-1
DOI10.54884/S181570410020825-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation: Nizhny Novgorod Institute for the Development of Education
Address: Russian Federation, Nizhny Novgorod
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (62)
Pages44-51
Abstract

The article reveals the features of sociocultural conditionality and trends in the development of the content of geographical education in modern conditions. The components of the content of geographical education and their characteristics are considered. The format of the implementation of the content of geographical education in the line of geography textbooks "Polar Star" is shown.

Keywordssociocultural conditionality of changes in education, geographic education, content of geographic education, components of the content of geographic education, direction of development of geographic education content
Received24.06.2022
Publication date26.06.2022
Number of characters24330
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В современных условиях развития общества происходят стремительные изменения во всех сферах человеческой деятельности. По мнению К. Поппера, мы входим в эпоху иных правил и иных законов развития – наши догмы и постулаты уже не работают [1]. Переход российского образования в новый постиндустриальный этап определил приоритетность образования в развитии человеческого капитала. Значимость образования как важнейшего фактора развития нового качества экономики, социума, взаимодействия человека и общества увеличивается на основе роста человеческого капитала, определяя социокультурные преобразования в системе образования.
2 Проблемы социокультурной обусловленности образования рассмотрены в ряде работ (О.В. Акулова, О.Б. Даутова, О.Н. Крылова, А.А. Петрусевич, Е.В. Пискунова, А.П. Тряпицына и др.), в которых ученые раскрыли понятие «социокультурная обусловленность» как совокупность взаимосвязанных социальных и культурных отношений, являющихся причиной изменений в изучаемом феномене [2], признаки и факторы социокультурной обусловленности развития образования, цели, технологии, обеспечивающие социокультурные изменения [2, 3, 4, 5], доказали, что социокультурная обусловленность образования определяется тенденциями изменений в социальных структурах общества, в позиции государства в отношении к образованию, целям образования [4].
3 Ценностно-смысловое содержание социокультурных изменений является ответом на глобальные вызовы постиндустриального общества и переориентации школьного образования от «знаниевого» подхода к деятельностному проектно-преобразующему подходу, для становления нового социокультурного типа личности «человека возможного» (М.К. Мамардашвили, А.Г. Асмолов), характеризующегося готовностью к построению творческих жизненных планов и образовательных целей, субъектной позиции обучающихся, гуманистической направленностью их ценностных ориентаций, а также устремленностью на саморазвитие и самореализацию. При этом система образования, как отражение социокультурных условий, должна работать на опережение и готовить обучающихся к будущей жизни в условиях, изменившихся по отношению к условиям жизни во время их обучения. Наступивший век требует, чтобы мы учитывали ускоряющийся темп перемен и сдвиги, происходящие в общественных и личных потребностях [6, с. 207].
4 Географическое образование как социокультурная практика на современном этапе определяется общественными потребностями социально-экономического преобразования, цифровизацией экономики и социальной сферы, развитием географической науки, ценностно-целевыми и практическими ориентирами современного общества, развитием методики обучения географии, признанием субъекта географического образования доминантой конструирования его образовательного опыта путем согласования со значимым социокультурным опытом.

views: 186

Readers community rating: votes 0

1. Popper K.R. Predlozheniya i oproverzheniya: Rost nauchnogo znaniya: per. s angl. – M.: OOO «Izd-vo AST», 2008. – 640 s.

2. Piskunova E.V. Sotsiokul'turnaya obuslovlennost' izmenenij professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti uchitelya: monogr. – SPb: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2005. – 324 s.

3. Dautova O.B. Sotsiokul'turnaya obuslovlennost' sovremennoj uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti // Chelovek i obrazovanie. – 2009. – № 3 (20). – S. 47-51.

4. Petrusevich A.A. Sotsiokul'turnaya obuslovlennost' preobrazovanij sovremennoj obscheobrazovatel'noj shkoly // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2008. – № 2 URL:http://science-education.ru/ru/article/view?id=695 (data obrascheniya:02.01.2020).

5. Ehffektivnoe upravlenie shkoloj v sovremennykh usloviyakh: uchebno-metodicheskoe posobie / pod red. A.P. Tryapitsinoj. – SPb.: KARO, 2006. – 272 s.

6. Fadel' Ch., Byalik M., Trilling B. Chetyrekhmernoe obrazovanie: Kompetentsii, neobkhodimye dlya uspekha: per. s angl. – M.: Izdatel'skaya gruppa «Tochka», 2018. – 240 s.

7. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii». – M.: Prospekt, 2014. – 160 s.

8. Pivoev V.M. Filosofiya kul'tury. – SPb.: Izd-vo Yuridicheskogo instituta, 2001. – 352 s.

9. Asmolov A.G. Optika prosvescheniya. Sotsiokul'turnye perspektivy. – M.: Prosveschenie, 2012. – 447 s.

10. Tarshis E.Ya. Mental'nost' cheloveka. Podkhody k kontseptsii i postanovka zadach issledovaniya. – M.: Institut sotsiologii RAN, 1999. – 82 s.

11. Maksakovskij V.P. Geograficheskaya kul'tura: uchebnoe posobie. – M.: Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 1998. – 416 s.

12. Nikolina V.V. Sotsiokul'turnaya praktika i ee realizatsiya v linii uchebnikov geografii «Polyarnaya zvezda» // Geografiya i ehkologiya v shkole XXI veka. – 2017. – № 1. – S. 38-44.

13. Nikolina V.V. Proektirovanie obrazovatel'nykh puteshestvij v shkol'nykh uchebnikakh (na primere uchebnikov geografii) // Chelovek i obrazovanie. – 2019. – № 3(60). – S. 51-55.

14. Bakhtin M.M. Ehstetika slovesnogo tvorchestva. – M.: Iskustvo,1979. – 423 s.

15. Nikolina V.V. Rodinovedcheskij podkhod v geograficheskom obrazovanii // Sovremennoe geograficheskoe obrazovanie: problemy i perspektivy razvitiya. Mat. Vserossijskoj nauchno-prakt. konferentsii / pod red. E.A. Tamozhnej. – Gorod.: izdanie, 2019. – S. 32-36.

16. Nikolina V.V. Osobennosti uchebnikov geografii linii «Polyarnaya zvezda» // Geografiya v shkole. – 2009. – № 4. – S. 56-59.

Система Orphus

Loading...
Up