Социокультурная обусловленность тенденций изменений содержания географического образования школьников

 
Код статьиS181570410020825-2-1
DOI10.54884/S181570410020825-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Нижегородский институт развития образования
Адрес: Российская Федерация, Нижний Новгород
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (62)
Страницы44-51
Аннотация

В статье раскрываются особенности социокультурной обусловленности и тенденции развития содержания географического образования в современных условиях. Рассмотрены компоненты содержания географического образования и их характеристика. Показан формат реализации содержания географического образования в линии учебников географии «Полярная звезда».

Ключевые словасоциокультурная обусловленность изменения образования; географическое образование, содержание географического образования, компоненты содержания географического образования, направленность развития содержания географического образования
Получено24.06.2022
Дата публикации26.06.2022
Кол-во символов24330
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В современных условиях развития общества происходят стремительные изменения во всех сферах человеческой деятельности. По мнению К. Поппера, мы входим в эпоху иных правил и иных законов развития – наши догмы и постулаты уже не работают [1]. Переход российского образования в новый постиндустриальный этап определил приоритетность образования в развитии человеческого капитала. Значимость образования как важнейшего фактора развития нового качества экономики, социума, взаимодействия человека и общества увеличивается на основе роста человеческого капитала, определяя социокультурные преобразования в системе образования.
2 Проблемы социокультурной обусловленности образования рассмотрены в ряде работ (О.В. Акулова, О.Б. Даутова, О.Н. Крылова, А.А. Петрусевич, Е.В. Пискунова, А.П. Тряпицына и др.), в которых ученые раскрыли понятие «социокультурная обусловленность» как совокупность взаимосвязанных социальных и культурных отношений, являющихся причиной изменений в изучаемом феномене [2], признаки и факторы социокультурной обусловленности развития образования, цели, технологии, обеспечивающие социокультурные изменения [2, 3, 4, 5], доказали, что социокультурная обусловленность образования определяется тенденциями изменений в социальных структурах общества, в позиции государства в отношении к образованию, целям образования [4].
3 Ценностно-смысловое содержание социокультурных изменений является ответом на глобальные вызовы постиндустриального общества и переориентации школьного образования от «знаниевого» подхода к деятельностному проектно-преобразующему подходу, для становления нового социокультурного типа личности «человека возможного» (М.К. Мамардашвили, А.Г. Асмолов), характеризующегося готовностью к построению творческих жизненных планов и образовательных целей, субъектной позиции обучающихся, гуманистической направленностью их ценностных ориентаций, а также устремленностью на саморазвитие и самореализацию. При этом система образования, как отражение социокультурных условий, должна работать на опережение и готовить обучающихся к будущей жизни в условиях, изменившихся по отношению к условиям жизни во время их обучения. Наступивший век требует, чтобы мы учитывали ускоряющийся темп перемен и сдвиги, происходящие в общественных и личных потребностях [6, с. 207].
4 Географическое образование как социокультурная практика на современном этапе определяется общественными потребностями социально-экономического преобразования, цифровизацией экономики и социальной сферы, развитием географической науки, ценностно-целевыми и практическими ориентирами современного общества, развитием методики обучения географии, признанием субъекта географического образования доминантой конструирования его образовательного опыта путем согласования со значимым социокультурным опытом.

всего просмотров: 185

Оценка читателей: голосов 0

1. Поппер К.Р. Предложения и опровержения: Рост научного знания: пер. с англ. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2008. – 640 с.

2. Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: моногр. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 324 с.

3. Даутова О.Б. Социокультурная обусловленность современной учебно-познавательной деятельности // Человек и образование. – 2009. – № 3 (20). – С. 47-51.

4. Петрусевич А.А. Социокультурная обусловленность преобразований современной общеобразовательной школы // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 2 URL:http://science-education.ru/ru/article/view?id=695 (дата обращения:02.01.2020).

5. Эффективное управление школой в современных условиях: учебно-методическое пособие / под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.: КАРО, 2006. – 272 с.

6. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха: пер. с англ. – М.: Издательская группа «Точка», 2018. – 240 с.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Проспект, 2014. – 160 с.

8. Пивоев В.М. Философия культуры. – СПб.: Изд-во Юридического института, 2001. – 352 с.

9. Асмолов А.Г. Оптика просвещения. Социокультурные перспективы. – М.: Просвещение, 2012. – 447 с.

10. Таршис Е.Я. Ментальность человека. Подходы к концепции и постановка задач исследования. – М.: Институт социологии РАН, 1999. – 82 с.

11. Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 416 с.

12. Николина В.В. Социокультурная практика и ее реализация в линии учебников географии «Полярная звезда» // География и экология в школе XXI века. – 2017. – № 1. – С. 38-44.

13. Николина В.В. Проектирование образовательных путешествий в школьных учебниках (на примере учебников географии) // Человек и образование. – 2019. – № 3(60). – С. 51-55.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искуство,1979. – 423 с.

15. Николина В.В. Родиноведческий подход в географическом образовании // Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития. Мат. Всероссийской научно-практ. конференции / под ред. Е.А. Таможней. – Город.: издание, 2019. – С. 32-36.

16. Николина В.В. Особенности учебников географии линии «Полярная звезда» // География в школе. – 2009. – № 4. – С. 56-59.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх