Independent assessment of educational conditions quality in Russia: issues and regulatory support

 
PIIS181570410020820-7-1
DOI10.54884/S181570410020820-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of Laboratory
Affiliation: Institute of Education Management of the Russian Academy of Education
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: Branch of Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of Russian Academy of Education» in St. Petersburg
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Head of the Laboratory of Management of Educational Systems
Affiliation: Institute of Education Management of the Russian Academy of Education
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (62)
Pages22-29
Abstract

The article presents the results of the study on developing independent system for assessing the quality of the conditions for the implementation of educational activities in educational institutions based on the analysis of the dependence of its functioning on changes in international and Russian educational and social contexts.

Keywordseducational management, independent education quality assessment, education regulatory framework, education conditions quality assessment, education monitoring, quality assessment indicators, education quality assessment results, educational institutions
Received24.06.2022
Publication date26.06.2022
Number of characters13974
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Российская система оценки качества образования включает оценку следующих объектов: образовательные системы различного уровня, образовательные организации, образовательные программы, обучающиеся, педагогический коллектив. Авторы в данной статье рассматривают один из элементов оценки – независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями, которая является одним из элементов оценки образовательных организаций [1]. Данный вид оценки, сначала как понятие «независимая оценка качества услуг», появилось в нашей стране еще в 2005 году, оформилось концептуально - в 2009 году. Нормативная работа по разработке системы независимой оценки началась в 2012 году для реализации исполнения Указа Президента РФ о реализации государственной социальной политики [2] и Поручения Правительству РФ, где была поставлена задача формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, с определением показателей эффективности работы и рейтингования организаций. Постановлением Правительства РФ был введен регламент проведения независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на базе которого федеральные отраслевые министерства разработали рекомендации по организации НОКО организаций, оказывающих социальные услуги. [3].
2 Была разработана Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утратившая силу в 2018 году, где в качестве цели подпрограммы 3 стояло - развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования [4]. И создание механизма независимой оценки качества образования (НОКО), учет мнения участников образовательных отношений, их включение в оценку деятельности и результатов системы образования - представляло собой стратегическую задачу. Также эта задача была прописана в Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы [5].
3 Следующим этапом формирования системы независимой оценки стало принятие в 2013 г. Федерального закона, определяющего изменения в отдельных законодательных актах по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» [6], в котором была закреплена обязанность применения механизма НОКО в том числе в образовании в ст. 95 - 95.2 Федерального закона [7].
4 Понятийный аппарат независимой оценки качества образования стал представлять собой нормативно-закрепленную форму общественного контроля, отражающего степень соответствия условий образовательного процесса ожиданиям потребителей, которые оценивается количественно по совокупности критериев. Для снижения в оценке уровня субъективизма в процедуре оценки заложены мнение эксперта и потребителя оказываемой образовательной услуги. Это обусловлено тем, что потребитель может детально охарактеризовать условия оказания образовательной услуги в динамике, а эксперт сравнить общие нормативные и в среднем сложившиеся в системе образования современные стандарты условий оказания образовательных услуг. Все это в совокупности даёт возможность выявить, сильные и слабые стороны условий осуществления образовательной деятельности.

views: 278

Readers community rating: votes 0

1. Fedorchuk Yu., Arinushkina A, Neustroev S. Independent Assessment of the Quality of Education in Russia: Results and Development Directions// International Conference on the Development of Education in Russia and the CIS Member States (ICDEE 2018). — November 2018. — Pp. 12-16.

2. Ukaza Prezidenta RF ot 07.05.2012 g. N 597 "O meropriyatiyakh po realizatsii gosudarstvennoj sotsial'noj politiki" – rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129344

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.03.2013 g. N 286 «O formirovanii nezavisimoj sistemy otsenki kachestva raboty organizatsij, okazyvayuschikh sotsial'nye uslugi» (utratilo silu Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 27 noyabrya 2014 g. N 1263) – rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171568

4. Gosudarstvennaya programma «Razvitie obrazovaniya» na 2018-2025 gg., utverzhdennaya Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 g. №1642 [Ehlektronnyj resurs] // Ofitsial'nyj sajt pravitel'stva RF: [sajt] – rezhim dostupa: http://static.government.ru/media/files/313b7NaNS3VbcW7qWYslEDbPCuKi6lC6.pdf (data obrascheniya: 22.09.2019).

5. Federal'noj tselevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody (utratila silu s 01.01.2018 g. na osnovanii postanovleniya Pravitel'stva RF ot 22.11.2017 N 1406). – rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_283361

6. Federal'nogo zakona N 256-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federatsii po voprosam provedeniya nezavisimoj otsenki kachestva okazaniya uslug organizatsiyami v sfere kul'tury, sotsial'nogo obsluzhivaniya, okhrany zdorov'ya i obrazovaniya» – rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165899

7. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii» ot 29.12.2012 g. №273-FZ(Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii, 2012, N 53, st. 7598; 2015, N 27, st. 3989) – rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

8. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii ot 5 dekabrya 2014 g. N 1547 "Ob utverzhdenii pokazatelej, kharakterizuyuschikh obschie kriterii otsenki kachestva obrazovatel'noj deyatel'nosti organizatsij, osuschestvlyayuschikh obrazovatel'nuyu deyatel'nost'" – rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174924

9. Metodicheskie rekomendatsii Minobrnauki Rossii po provedeniyu nezavisimoj otsenki kachestva obrazovatel'noj deyatel'nosti organizatsij, osuschestvlyayuschikh obrazovatel'nuyu deyatel'nost', ot 03.04. 2015 №AP-512/02 – rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178509

10. Metodicheskie rekomendatsii po raschetu pokazatelej nezavisimoj otsenki kachestva obrazovatel'noj deyatel'nosti organizatsij, osuschestvlyayuschikh obrazovatel'nuyu deyatel'nost', ot 14.09.2016 №02-860 – rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204859

11. Programmoj poehtapnogo sovershenstvovaniya sistemy oplaty truda v gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) organizatsiyakh na 2012-2018 gody (utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 26 noyabrya 2012 g. №2190-r) – rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138313

12. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2018 № 212 «O vnesenii izmenenij v perechen' pokazatelej dlya otsenki ehffektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya gorodskikh okrugov i munitsipal'nykh rajonov» - rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297530

13. Ukaz Prezidenta RF ot 14 noyabrya 2017 goda N 548 «Ob otsenke ehffektivnosti deyatel'nosti organov ispolnitel'skoj vlasti sub'ektov Rossijskoj Federatsii» - rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282702

14. Federal'nyj zakon ot 5 dekabrya 2017 g. № 392-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federatsii po voprosam sovershenstvovaniya provedeniya nezavisimoj otsenki kachestva uslovij okazaniya uslug organizatsiyami v sfere kul'tury, okhrany zdorov'ya, obrazovaniya, sotsial'nogo obsluzhivaniya i federal'nymi uchrezhdeniyami mediko-sotsial'noj ehkspertizy» – rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284137

15. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31 maya 2018 goda N 638 «Ob utverzhdenii Pravil sbora i obobscheniya informatsii o kachestve uslovij okazaniya uslug organizatsiyami v sfere kul'tury, okhrany zdorov'ya, obrazovaniya, sotsial'nogo obsluzhivaniya i federal'nymi uchrezhdeniyami mediko-sotsial'noj ehkspertizy» – rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_299563

16. Prikaz Mintruda Rossii ot 23.05.2018 g. № 317n "Ob utverzhdenii pokazatelej, kharakterizuyuschikh obschie kriterii otsenki kachestva uslovij okazaniya uslug organizatsiyam sotsial'nogo obsluzhivaniya i federal'nymi uchrezhdeniyami mediko-sotsial'noj ehkspertizy" – rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_300165

17. Prikaz Mintruda RF ot 08.12.2014 №995n "Ob utverzhdenii pokazatelej, kharakterizuyuschikh obschie kriterii otsenki kachestva okazaniya uslug organizatsiyami sotsial'nogo obsluzhivaniya" – rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123351

18. Prikaz Mintruda Rossii № 344n ot 31 maya 2018 g. «Ob utverzhdenii Edinogo poryadka rascheta pokazatelej, kharakterizuyuschikh obschie kriterii otsenki kachestva uslovij okazaniya uslug organizatsiyami v sfere kul'tury, okhrany zdorov'ya, obrazovaniya, sotsial'nogo obsluzhivaniya i federal'nymi uchrezhdeniyami mediko-sotsial'noj ehkspertizy» (zaregistrirovan v Minyuste Rossii, registratsionnyj № 52409 ot 11 oktyabrya 2018 g.) – rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308927/

19. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noj zaschity Rossijskoj Federatsii ot 30 oktyabrya 2018 goda № 675n «Ob utverzhdenii metodiki vyyavleniya i obobscheniya mneniya grazhdan o kachestve uslovij okazaniya uslug organizatsiyami v sfere kul'tury, okhrany zdorov'ya, obrazovaniya, sotsial'nogo obsluzhivaniya i federal'nymi uchrezhdeniyami mediko-sotsial'noj ehkspertizy» – rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311588

20. Prikaz Ministerstva prosvescheniya RF ot 13 marta 2019 g. № 114 «Ob utverzhdenii pokazatelej, kharakterizuyuschikh obschie kriterii otsenki kachestva uslovij osuschestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti organizatsiyami, osuschestvlyayuschimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost' po osnovnym obscheobrazovatel'nym programmam, obrazovatel'nym programmam srednego professional'nogo obrazovaniya, osnovnym programmam professional'nogo obucheniya, dopolnitel'nym obscheobrazovatel'nym programmam». - Rezhim dostupa: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72131012/

21. Zhukovitskaya N.N. Nezavisimaya otsenka kachestva uslovij osuschestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti obrazovatel'nymi organizatsiyami Leningradskoj oblasti v 2018 godu: sbornik analiticheskikh materialov. – SPb: LOIRO, 2018. - 156 s.

22. Nezavisimaya otsenka kachestva deyatel'nosti obrazovatel'nykh organizatsij. Metodicheskie rekomendatsii. /Sostavitel' O.A. Lepneva, Velikij Novgorod, NIRO, 2015. -14 s.

Система Orphus

Loading...
Up