Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности в России: проблематика и нормативное обеспечение

 
Код статьиS181570410020820-7-1
DOI10.54884/S181570410020820-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующая лабораторией
Аффилиация: ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: СПб филиал ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: заведующий лабораторией управления образовательными системами
Аффилиация: ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (62)
Страницы22-29
Аннотация

В статье представлены результаты исследования формирования системы независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности в общеобразовательных организациях на основе анализа зависимости ее функционирования от изменений международного и внутрироссийского образовательного и социального контекстов.

Ключевые словауправление образованием, независимая система оценки качества образования, НОКО, нормативная база образования, оценка качества условий осуществления образовательной деятельности, мониторинг в образовании, показатели качества образования, результаты оценки качества образования, образовательные организации
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках реализации Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00089-19-01 на 2019 г. по теме «Теоретико-методологические основы профессионального развития руководителей системы образования».
Получено24.06.2022
Дата публикации26.06.2022
Кол-во символов13974
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Российская система оценки качества образования включает оценку следующих объектов: образовательные системы различного уровня, образовательные организации, образовательные программы, обучающиеся, педагогический коллектив. Авторы в данной статье рассматривают один из элементов оценки – независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями, которая является одним из элементов оценки образовательных организаций [1]. Данный вид оценки, сначала как понятие «независимая оценка качества услуг», появилось в нашей стране еще в 2005 году, оформилось концептуально - в 2009 году. Нормативная работа по разработке системы независимой оценки началась в 2012 году для реализации исполнения Указа Президента РФ о реализации государственной социальной политики [2] и Поручения Правительству РФ, где была поставлена задача формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, с определением показателей эффективности работы и рейтингования организаций. Постановлением Правительства РФ был введен регламент проведения независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на базе которого федеральные отраслевые министерства разработали рекомендации по организации НОКО организаций, оказывающих социальные услуги. [3].
2 Была разработана Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утратившая силу в 2018 году, где в качестве цели подпрограммы 3 стояло - развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования [4]. И создание механизма независимой оценки качества образования (НОКО), учет мнения участников образовательных отношений, их включение в оценку деятельности и результатов системы образования - представляло собой стратегическую задачу. Также эта задача была прописана в Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы [5].
3 Следующим этапом формирования системы независимой оценки стало принятие в 2013 г. Федерального закона, определяющего изменения в отдельных законодательных актах по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» [6], в котором была закреплена обязанность применения механизма НОКО в том числе в образовании в ст. 95 - 95.2 Федерального закона [7].
4 Понятийный аппарат независимой оценки качества образования стал представлять собой нормативно-закрепленную форму общественного контроля, отражающего степень соответствия условий образовательного процесса ожиданиям потребителей, которые оценивается количественно по совокупности критериев. Для снижения в оценке уровня субъективизма в процедуре оценки заложены мнение эксперта и потребителя оказываемой образовательной услуги. Это обусловлено тем, что потребитель может детально охарактеризовать условия оказания образовательной услуги в динамике, а эксперт сравнить общие нормативные и в среднем сложившиеся в системе образования современные стандарты условий оказания образовательных услуг. Все это в совокупности даёт возможность выявить, сильные и слабые стороны условий осуществления образовательной деятельности.

всего просмотров: 277

Оценка читателей: голосов 0

1. Fedorchuk Yu., Arinushkina A, Neustroev S. Independent Assessment of the Quality of Education in Russia: Results and Development Directions// International Conference on the Development of Education in Russia and the CIS Member States (ICDEE 2018). — November 2018. — Pp. 12-16.

2. Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129344

3. Постановление Правительства РФ от 30.03.2013 г. N 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» (утратило силу Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2014 г. N 1263) – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171568

4. Государственная программа «Развитие образования» на 2018-2025 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. №1642 [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства РФ: [сайт] – режим доступа: http://static.government.ru/media/files/313b7NaNS3VbcW7qWYslEDbPCuKi6lC6.pdf (дата обращения: 22.09.2019).

5. Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (утратила силу с 01.01.2018 г. на основании постановления Правительства РФ от 22.11.2017 N 1406). – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_283361

6. Федерального закона N 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165899

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2015, N 27, ст. 3989) – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность" – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174924

9. Методические рекомендации Минобрнауки России по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, от 03.04. 2015 №АП-512/02 – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178509

10. Методические рекомендации по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, от 14.09.2016 №02-860 – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204859

11. Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) организациях на 2012-2018 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. №2190-р) – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138313

12. Указ Президента РФ от 09.05.2018 № 212 «О внесении изменений в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297530

13. Указ Президента РФ от 14 ноября 2017 года N 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительской власти субъектов Российской Федерации» - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282702

14. Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. № 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284137

15. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2018 года N 638 «Об утверждении Правил сбора и обобщения информации о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_299563

16. Приказ Минтруда России от 23.05.2018 г. № 317н "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациям социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы" – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_300165

17. Приказ Минтруда РФ от 08.12.2014 №995н "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания" – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123351

18. Приказ Минтруда России № 344н от 31 мая 2018 г. «Об утверждении Единого порядка расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный № 52409 от 11 октября 2018 г.) – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308927/

19. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2018 года № 675н «Об утверждении методики выявления и обобщения мнения граждан о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311588

20. Приказ Министерства просвещения РФ от 13 марта 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам». - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72131012/

21. Жуковицкая Н.Н. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями Ленинградской области в 2018 году: сборник аналитических материалов. – СПб: ЛОИРО, 2018. - 156 с.

22. Независимая оценка качества деятельности образовательных организаций. Методические рекомендации. /Составитель О.А. Лепнева, Великий Новгород, НИРО, 2015. -14 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх