Relationship of Nervous-Mental Stability and Living Ability of Students - Future Teachers

 
PIIS181570410020802-7-1
DOI10.54884/S181570410020802-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Department of Developmental Psychology and Educational Psychology
Affiliation: Shadrinsk State Pedagogical University
Address: Russian Federation, Shadrinsk
Occupation: Associate Professor of Department of Developmental Psychology and Educational Psychology
Affiliation: Shadrinsk State Pedagogical University
Address: Russian Federation, Shadrinsk
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (63)
Pages148-155
Abstract

The article presents the results of a correlation study of neuropsychic stability and vitality of students - future teachers. We conducted a study of girls and boys, future teachers. The study showed that the higher neuropsychic stability, the higher the students' vitality indicators.

Keywordsneuropsychic stability, vitality, professional difficulties and problems, future teachers
Received22.06.2022
Publication date23.06.2022
Number of characters19527
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Современный педагог ежедневно подвергается влиянию стрессогенных факторов, обусловленных как противоречиями в самой системе образования, так и противоречиями, возникающими во взаимодействии с другими участниками образовательных отношений (коллеги, обучающиеся, родители). Педагог с низкой жизнеспособностью, сталкиваясь с трудными профессиональными ситуациями, оказывается не в состоянии справиться с ними. Такому педагогу свойственны негативные установки, инертность мышления, пассивность, обесценивание себя и своей деятельности, снижение самоконтроля и самоорганизации, деструктивные копинг-стратегии. Низкая жизнеспособность, с одной стороны, истощает его нервную систему, приводя к эмоциональному выгоранию, а с другой стороны – снижает качество оказываемых образовательных услуг.
2 В контексте личностно-деятельностного подхода жизнеспособность можно трактовать как свойство личности, определяющее успешность жизнедеятельности и развивающееся на всех этапах жизненного пути.
3 Отечественные авторы в настоящее время рассматривают жизнеспособность как интегративное динамическое качество личности, дающее возможность успешно функционировать и развиваться в изменяющемся обществе (М.П. Гурьянова); характеристику, реализующую функции, отвечающие за эффективную адаптацию (В.Д. Шадриков); интегральную характеристику личности (Ю.В. Науменко); активность субъекта, функционирующего в заданных социальных условиях (К.А. Абульханова-Славская); общесистемное психическое свойство (Е.А. Рыльская, Э.В. Галажинский); синоним психического здоровья и как предпосылку психологического здоровья (О.А. Кондратенко); устойчивую диспозицию личности (А.А. Нестерова); способность человека к преодолению неблагоприятных жизненных обстоятельств (А.В. Махнач).
4 Зарубежные авторы в своих исследованиях определяют жизнеспособность как продукт социального взаимодействия, включенности человека в социальные связи (A.S. Master); производную различных комбинаций переменных, которые находятся под влиянием биологических, социальных, культурных, психологических условий (M. Bohman); способность к совладанию с подъемами и падениями в профессиональной деятельности, реализуемую за счет уверенности в себе (J. Kidd); способность преодолеть риски и быть успешным даже в неблагоприятной ситуации (J.M. Richman и M.W. Fraser); способность поддерживать благополучие человека, его психическое и физическое здоровье (D. Hellerstain).
5 Мы понимает жизнеспособность студента - будущего педагога как совокупность способностей к управлению своими личностными, профессиональными и социальными ресурсами для успешной адаптации, самореализации и саморазвития, а также преодоления трудных ситуаций во всех сферах профессиональной и личной жизни.
6 Э.Ф. Зеер выделил предикторы, детерминирующие жизнеспособность человека:
  1. Индивидные характеристики (соматическое и психическое здоровье, пол, телесность, возраст, наследственность).
  2. Психофизиологические, психодинамические свойства (сила, уравновешенность и подвижность нервной системы).
  3. Социально-психологические качества (интернальность, экстра- и интроверсия, волевые качества, черты характера).
  4. Жизненный опыт (бытие) (образованность, обучаемость, статус, толерантность к неопределенности, мобильность, адаптивность, трудоспособность, готовность к риску, субъектность).
  5. Социально-психологическая направленность (смысложизненные ориентации, готовность к неблагоприятным ситуациям и событиям, стиль поведения, социально-профессиональное самосохранение, прогнозирование позитивного будущего) [4].

views: 312

Readers community rating: votes 0

1. Baranov Yu.A. Nervno-psikhicheskaya neustojchivost' i metody vyyavleniya u prizyvnikov // Aktual'nye voprosy PPO i ratsional'noe raspredelenie prizyvnikov v voennykh komissariatakh. – M.: MO SSSR, 1988. – S. 62–64.

2. Berg T.N. Nervno-psikhicheskaya neustojchivost' i sposoby ee vyyavleniya. – Vladivostok: Mor. gos. un-t, 2005. – 63 s.

3. Bespalenko E.M. Osobennosti razvitiya i techeniya nevroticheskikh rasstrojstv u pedagogov s nervno-psikhicheskoj neustojchivost'yu [Ehlektronnyj resurs] / // Molodoj uchenyj. – 2015. – №7. – S. 266–269. – Rezhim dostupa: https://moluch.ru/archive/87/16920. – 10.04.2019.

4. Zeer Eh.F. Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty razvitiya zhiznesposobnosti i formirovaniya zhiznestojkosti cheloveka // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. – 2015. – 69-76.

5. Zolotareva K.V. Lichnostnye determinanty nervno-psikhicheskoj ustojchivosti u predstavitelej stressogennoj professii: monogr. - M. : Laboratoriya knigi, 2010. – 104 s.

6. Kramarenko G.I., Rudoj I.S. Nervno-psikhicheskaya neustojchivost' u voennosluzhaschikh srochnoj sluzhby. – L.: VmedA., 1984. – 26 s.

7. Makhnach A.V. Zhiznesposobnost' cheloveka kak predmet izucheniya v psikhologicheskoj nauke // Psikhologicheskij zhurnal. – 2017. – T. 38. – № 4. – S. 5-16.

8. Nesterova A.A. Razrabotka i validizatsiya metodiki «zhiznesposobnost' lichnosti» //Psikhologicheskij zhurnal. – 2017. – T. 38. – № 4. – S. 93-108.

9. Samarov V.V., Gulin A.V., Zasyad'ko K.I. Nervno-psikhicheskaya ustojchivost' uchaschikhsya yugo-vostochnoj Azii i Afriki kak osnova ikh nervno-psikhicheskoj adaptatsii k protsessu obucheniya // Vestnik TGU. – 2012. – T.17, Vyp.5. – S. 1463.

10. Spivak L.I. Rannee vyyavlenie voennosluzhaschikh s nervnopsikhicheskimi rasstrojstvami: metod.posobie. – M.: Voenizdat, 1984. – 68 s.

11. Symanyuk Eh.Eh., Pecherkina A.A., Umnikova E.A. Razvitie professional'noj kompetentnosti uchitelya v usloviyakh innovatsionnoj obrazovatel'noj sredy // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. – 2011. – №1. – 20-23.

12. Shereshkova E.A. Dinamika pokazatelej zhiznesposobnosti u studentov pedagogicheskogo universiteta // Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2020. - № 1 (45). -S. 106-112.

Система Orphus

Loading...
Up