Взаимосвязь нервно-психической устойчивости и жизнеспособности студентов - будущих педагогов

 
Код статьиS181570410020802-7-1
DOI10.54884/S181570410020802-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии
Аффилиация: Шадринский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Шадринск
Должность: доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии
Аффилиация: Шадринский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Шадринск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (63)
Страницы148-155
Аннотация

В статье представлены результаты корреляционного исследования нервно-психической устойчивости и жизнеспособности студентов - будущих педагогов. Исследование, проведенное на студентах обоих полов, показало, что существуют положительные корреляционные связи нервно-психической устойчивости и отдельных показателей жизнеспособности у девушек и юношей.

Ключевые слованервно-психическая устойчивость, жизнеспособность, профессиональные трудности и проблемы, будущие педагоги
Получено22.06.2022
Дата публикации23.06.2022
Кол-во символов19527
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Современный педагог ежедневно подвергается влиянию стрессогенных факторов, обусловленных как противоречиями в самой системе образования, так и противоречиями, возникающими во взаимодействии с другими участниками образовательных отношений (коллеги, обучающиеся, родители). Педагог с низкой жизнеспособностью, сталкиваясь с трудными профессиональными ситуациями, оказывается не в состоянии справиться с ними. Такому педагогу свойственны негативные установки, инертность мышления, пассивность, обесценивание себя и своей деятельности, снижение самоконтроля и самоорганизации, деструктивные копинг-стратегии. Низкая жизнеспособность, с одной стороны, истощает его нервную систему, приводя к эмоциональному выгоранию, а с другой стороны – снижает качество оказываемых образовательных услуг.
2 В контексте личностно-деятельностного подхода жизнеспособность можно трактовать как свойство личности, определяющее успешность жизнедеятельности и развивающееся на всех этапах жизненного пути.
3 Отечественные авторы в настоящее время рассматривают жизнеспособность как интегративное динамическое качество личности, дающее возможность успешно функционировать и развиваться в изменяющемся обществе (М.П. Гурьянова); характеристику, реализующую функции, отвечающие за эффективную адаптацию (В.Д. Шадриков); интегральную характеристику личности (Ю.В. Науменко); активность субъекта, функционирующего в заданных социальных условиях (К.А. Абульханова-Славская); общесистемное психическое свойство (Е.А. Рыльская, Э.В. Галажинский); синоним психического здоровья и как предпосылку психологического здоровья (О.А. Кондратенко); устойчивую диспозицию личности (А.А. Нестерова); способность человека к преодолению неблагоприятных жизненных обстоятельств (А.В. Махнач).
4 Зарубежные авторы в своих исследованиях определяют жизнеспособность как продукт социального взаимодействия, включенности человека в социальные связи (A.S. Master); производную различных комбинаций переменных, которые находятся под влиянием биологических, социальных, культурных, психологических условий (M. Bohman); способность к совладанию с подъемами и падениями в профессиональной деятельности, реализуемую за счет уверенности в себе (J. Kidd); способность преодолеть риски и быть успешным даже в неблагоприятной ситуации (J.M. Richman и M.W. Fraser); способность поддерживать благополучие человека, его психическое и физическое здоровье (D. Hellerstain).
5 Мы понимает жизнеспособность студента - будущего педагога как совокупность способностей к управлению своими личностными, профессиональными и социальными ресурсами для успешной адаптации, самореализации и саморазвития, а также преодоления трудных ситуаций во всех сферах профессиональной и личной жизни.
6 Э.Ф. Зеер выделил предикторы, детерминирующие жизнеспособность человека:
  1. Индивидные характеристики (соматическое и психическое здоровье, пол, телесность, возраст, наследственность).
  2. Психофизиологические, психодинамические свойства (сила, уравновешенность и подвижность нервной системы).
  3. Социально-психологические качества (интернальность, экстра- и интроверсия, волевые качества, черты характера).
  4. Жизненный опыт (бытие) (образованность, обучаемость, статус, толерантность к неопределенности, мобильность, адаптивность, трудоспособность, готовность к риску, субъектность).
  5. Социально-психологическая направленность (смысложизненные ориентации, готовность к неблагоприятным ситуациям и событиям, стиль поведения, социально-профессиональное самосохранение, прогнозирование позитивного будущего) [4].

всего просмотров: 316

Оценка читателей: голосов 0

1. Баранов Ю.А. Нервно-психическая неустойчивость и методы выявления у призывников // Актуальные вопросы ППО и рациональное распределение призывников в военных комиссариатах. – М.: МО СССР, 1988. – С. 62–64.

2. Берг Т.Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005. – 63 с.

3. Беспаленко Е.М. Особенности развития и течения невротических расстройств у педагогов с нервно-психической неустойчивостью [Электронный ресурс] / // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 266–269. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/87/16920. – 10.04.2019.

4. Зеер Э.Ф. Социально-психологические аспекты развития жизнеспособности и формирования жизнестойкости человека // Педагогическое образование в России. – 2015. – 69-76.

5. Золотарева К.В. Личностные детерминанты нервно-психической устойчивости у представителей стрессогенной профессии: моногр. - М. : Лаборатория книги, 2010. – 104 с.

6. Крамаренко Г.И., Рудой И.С. Нервно-психическая неустойчивость у военнослужащих срочной службы. – Л.: ВмедА., 1984. – 26 с.

7. Махнач А.В. Жизнеспособность человека как предмет изучения в психологической науке // Психологический журнал. – 2017. – Т. 38. – № 4. – С. 5-16.

8. Нестерова А.А. Разработка и валидизация методики «жизнеспособность личности» //Психологический журнал. – 2017. – Т. 38. – № 4. – С. 93-108.

9. Самаров В.В., Гулин А.В., Засядько К.И. Нервно-психическая устойчивость учащихся юго-восточной Азии и Африки как основа их нервно-психической адаптации к процессу обучения // Вестник ТГУ. – 2012. – Т.17, Вып.5. – С. 1463.

10. Спивак Л.И. Раннее выявление военнослужащих с нервнопсихическими расстройствами: метод.пособие. – М.: Воениздат, 1984. – 68 с.

11. Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А., Умникова Е.А. Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях инновационной образовательной среды // Педагогическое образование в России. – 2011. – №1. – 20-23.

12. Шерешкова Е.А. Динамика показателей жизнеспособности у студентов педагогического университета // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2020. - № 1 (45). -С. 106-112.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх