Формирование художественно-образного мышления будущих учителей изобразительного искусства

 
Код статьиS181570410020798-2-1
DOI10.54884/S181570410020798-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры изобразительного искусства
Аффилиация: Нижневартовский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Нижневартовск
Аффилиация: Нижневартовский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Нижневартовск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (63)
Страницы130-133
Аннотация

В статье рассматриваются стратегические ориентиры овладения студентами художественно-образным языком в процессе учебной и художественно-творческой деятельности. Творческая работа студентов должна преследовать цель развития художественно-образного мышления, быть органически вплетена в учебный процесс, составлять его неотъемлемую часть и представлять собой систему этапов, внутри которых студенты решают посильные творческие задачи.

Ключевые словахудожественно-образное мышление, художественный язык, изобразительное искусство, студенты, педагогический процесс, академический рисунок, живопись, композиция
Получено22.06.2022
Дата публикации23.06.2022
Кол-во символов11039
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Одним из важнейших условий формирования личности является развитие творческих способностей. Современное общество заинтересовано в стремительном движении вперед всех сфер человеческой деятельности. Одним из механизмов творческого развития личности в области изобразительного искусства является художественно-образное мышление, которое наиболее полно раскрывается в процессе художественной деятельности [8].
2 Художественно-образное мышление предполагает высокий уровень восприятия эстетических ценностей как в произведениях искусств, так и в окружающей действительности. Именно эти два аспекта художественно-образного мышления – создание новых художественных образов и эстетическое восприятие мира – могут и должны найти свое отражение в процессе подготовки учителя изобразительного искусства.
3 Выделив в сложной структуре художественно-образного мышления два отправных момента, как две сферы приложения творческих сил учителя изобразительного искусства, необходимо сделать попытку их развития на протяжении всех лет обучения на художественных факультетах педагогических университетов. «В ходе подготовки художников и учителей изобразительного искусства эта проблема должна решаться в тесной связи с учебным процессом, с формированием творческой направленности учебной деятельности и развитием способностей» [4, с.44].
4 Специфика художественных факультетов вуза, где должны развиваться художественные дарования и педагогические способности студентов, создает благоприятные условия для формирования у них художественно-образного мышления как неотъемлемого признака творческой личности. Известно, что способности формируются в деятельности, следовательно, поставив перед собой цель сформировать и развить художественно-образное мышление у студентов, нужно так направлять учебно-творческую деятельность, чтобы результаты её прежде всего проявлялись в создании студентами художественных произведений, а также в эмоционально-оценочном отношении к искусству и действительности. Этого можно достигнуть, вовлекая студентов в творческую деятельность по созданию собственных произведений в живописи, графике, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. «Для развития такого умения можно выполнять упражнения, направленные на развитие зрительных представлений посредством мысленно выполняемых графических действий» [4, с.369].
5 Однако в сложившихся условиях двухуровнего образования (бакалавриат и магистратура) на художественных факультетах именно этим важным вопросам уделяется очень мало внимания. Программы по художественным дисциплинам в основном предусматривают работу студентов по приобретению практических умений и навыков в изображении с натуры и, в меньшей степени, по памяти и воображению. В программе по академической живописи и учебному рисунку почти нет заданий, специально направленных на развитие творческих способностей студентов. Конечно, задания, формирующие реалистическое восприятие и отражение действительности так или иначе ориентируют студентов на творческие поиски, в какой-то мере развивают их художественно-образное мышление, но процесс этот происходит стихийно, неуправляемо, он не получил достаточного освещения в учебном процессе; исключение составляет программа по композиции – здесь предполагается непосредственная творческая деятельность студентов. Но на одном предмете невозможно решить все проблемы формирования творческих способностей будущего учителя. Необходим комплексный подход.

всего просмотров: 254

Оценка читателей: голосов 0

1. Боно Э. Серьезное творческое мышление. - Мн.: ООО «Попурри», 2005.

2. Еремина С.Р. Взаимосвязь личностно-ориентированного и разноуровневого обучения студентов в условиях СПО //Образовательный потенциал. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2019.– С. 12-15.

3. Кузин В.С. Психология: учебник. 3-е изд., перераб. и доп.– М.: АГАР, 1997.—307 с., ил.

4. Полынская И.Н., Голосай А.В. Формирование художественного восприятия студентов на занятиях академическим рисунком и живописью //Высшее образование сегодня. – 2019.– № 5.– С. 44-48.

5. Полынская И.Н. Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов факультета искусств и дизайна // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VI международной научно-практической конференции.– 2017.– С. 292-294.

6. Полынская И.Н. Проблемная ситуация как средство активизации художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства //Человек и образование.– 2016.– № 2 (47).– С. 64-67.

7. Савинов А.М., Полынская И.Н. Освоение методических принципов работы над академическим рисунком при обучении студентов-дизайнеров //Перспективы науки и образования.– 2019.– № 2 (38).– С. 361-384.

8. Рибо Т. Творческое воображение. – М.: КПТ, 2013. – 328 с.

9. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник.–М.: Агар, 2000.– 251 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх