Developing artistic and figurative thinking of future fine art teachers

 
PIIS181570410020798-2-1
DOI10.54884/S181570410020798-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the Department of Fine Arts
Affiliation: Nizhnevartovsk State University
Address: Russian Federation, Nizhnevartovsk
Affiliation: Nizhnevartovsk State University
Address: Russian Federation, Nizhnevartovsk
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (63)
Pages130-133
Abstract

The article discusses the strategic guidelines for students to master the artistic-figurative language in the process of educational and artistic-creative activities. Students' creative work should pursue the goal of developing artistic-figurative thinking, be organically woven into the educational process, make up its integral part and represent a system of stages within which students solve feasible creative tasks.

 

Keywordsаrtistic and figurative thinking, artistic language, visual arts, students, pedagogical process, academic drawing, painting, composition
Received22.06.2022
Publication date23.06.2022
Number of characters11039
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Одним из важнейших условий формирования личности является развитие творческих способностей. Современное общество заинтересовано в стремительном движении вперед всех сфер человеческой деятельности. Одним из механизмов творческого развития личности в области изобразительного искусства является художественно-образное мышление, которое наиболее полно раскрывается в процессе художественной деятельности [8].
2 Художественно-образное мышление предполагает высокий уровень восприятия эстетических ценностей как в произведениях искусств, так и в окружающей действительности. Именно эти два аспекта художественно-образного мышления – создание новых художественных образов и эстетическое восприятие мира – могут и должны найти свое отражение в процессе подготовки учителя изобразительного искусства.
3 Выделив в сложной структуре художественно-образного мышления два отправных момента, как две сферы приложения творческих сил учителя изобразительного искусства, необходимо сделать попытку их развития на протяжении всех лет обучения на художественных факультетах педагогических университетов. «В ходе подготовки художников и учителей изобразительного искусства эта проблема должна решаться в тесной связи с учебным процессом, с формированием творческой направленности учебной деятельности и развитием способностей» [4, с.44].
4 Специфика художественных факультетов вуза, где должны развиваться художественные дарования и педагогические способности студентов, создает благоприятные условия для формирования у них художественно-образного мышления как неотъемлемого признака творческой личности. Известно, что способности формируются в деятельности, следовательно, поставив перед собой цель сформировать и развить художественно-образное мышление у студентов, нужно так направлять учебно-творческую деятельность, чтобы результаты её прежде всего проявлялись в создании студентами художественных произведений, а также в эмоционально-оценочном отношении к искусству и действительности. Этого можно достигнуть, вовлекая студентов в творческую деятельность по созданию собственных произведений в живописи, графике, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. «Для развития такого умения можно выполнять упражнения, направленные на развитие зрительных представлений посредством мысленно выполняемых графических действий» [4, с.369].
5 Однако в сложившихся условиях двухуровнего образования (бакалавриат и магистратура) на художественных факультетах именно этим важным вопросам уделяется очень мало внимания. Программы по художественным дисциплинам в основном предусматривают работу студентов по приобретению практических умений и навыков в изображении с натуры и, в меньшей степени, по памяти и воображению. В программе по академической живописи и учебному рисунку почти нет заданий, специально направленных на развитие творческих способностей студентов. Конечно, задания, формирующие реалистическое восприятие и отражение действительности так или иначе ориентируют студентов на творческие поиски, в какой-то мере развивают их художественно-образное мышление, но процесс этот происходит стихийно, неуправляемо, он не получил достаточного освещения в учебном процессе; исключение составляет программа по композиции – здесь предполагается непосредственная творческая деятельность студентов. Но на одном предмете невозможно решить все проблемы формирования творческих способностей будущего учителя. Необходим комплексный подход.

views: 253

Readers community rating: votes 0

1. Bono Eh. Ser'eznoe tvorcheskoe myshlenie. - Mn.: OOO «Popurri», 2005.

2. Eremina S.R. Vzaimosvyaz' lichnostno-orientirovannogo i raznourovnevogo obucheniya studentov v usloviyakh SPO //Obrazovatel'nyj potentsial. Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. – Cheboksary, 2019.– S. 12-15.

3. Kuzin V.S. Psikhologiya: uchebnik. 3-e izd., pererab. i dop.– M.: AGAR, 1997.—307 s., il.

4. Polynskaya I.N., Golosaj A.V. Formirovanie khudozhestvennogo vospriyatiya studentov na zanyatiyakh akademicheskim risunkom i zhivopis'yu //Vysshee obrazovanie segodnya. – 2019.– № 5.– S. 44-48.

5. Polynskaya I.N. Formirovanie uchebno-professional'noj motivatsii studentov fakul'teta iskusstv i dizajna // Kul'tura, nauka, obrazovanie: problemy i perspektivy: materialy VI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii.– 2017.– S. 292-294.

6. Polynskaya I.N. Problemnaya situatsiya kak sredstvo aktivizatsii khudozhestvenno-tvorcheskoj deyatel'nosti uchaschikhsya na urokakh izobrazitel'nogo iskusstva //Chelovek i obrazovanie.– 2016.– № 2 (47).– S. 64-67.

7. Savinov A.M., Polynskaya I.N. Osvoenie metodicheskikh printsipov raboty nad akademicheskim risunkom pri obuchenii studentov-dizajnerov //Perspektivy nauki i obrazovaniya.– 2019.– № 2 (38).– S. 361-384.

8. Ribo T. Tvorcheskoe voobrazhenie. – M.: KPT, 2013. – 328 s.

9. Rostovtsev N.N. Metodika prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva v shkole: uchebnik.–M.: Agar, 2000.– 251 s.

Система Orphus

Loading...
Up