The use of projective tests for identifying and correcting aggressive behavior of adolescents in the conditions of an orphanage

 
PIIS181570410020781-4-1
DOI10.54884/S181570410020781-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Teacher of Individual Homeschooling
Affiliation: School № 231
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (63)
Pages66-71
Abstract

The article presents the data provided by the research of adolescents’ aggressive behavior with the help of projective psychological tests.  Indicators of various personal characteristics in the manifestation of destructive tendencies are observed. Psychodiagnostics possibilities of  Lusher M., Szondi  L. and  «Hand-test»  projective tests joint application are revealed. Areas of relevant social-pedagogical impact on adolescents with the purpose of psycho-pedagogical correction of their aggressive behavior are identified.

Keywordsaggressive behavior, adolescent, emotional disorders, social and pedagogical neglect, psychodiagnostics, projective tests, psycho-pedagogical correction
Received21.06.2022
Publication date23.06.2022
Number of characters14594
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Глубинные потрясения, которые испытала Россия на рубеже ХХ и ХХI веков, привели к масштабным экономическим, политическим, социальным и, главное, духовным кризисам. Современное человечество пожинает плоды антропогенной деятельности, когда парадоксальным образом вся мощь человека оказывается противопоставленной ему как чуждая сила. В связи с этим происходит перемещение базовых духовно-нравственных ценностей на периферию жизненных смыслов человека, и эта потеря не проходит бесследно. Человек лишается собственных убеждений, традиций, коммуникативных возможностей, вследствие чего остаётся в одиночестве (Ортега-Гассет); у него отсутствуют личная ответственность, собственное мышление, деятельность вне «Я» (К. Ясперс), и, как итог, – трагедия самосознания превращённого в ничто человека (Ф. Кафка). Духовно-нравственная деградация и экзистенциальный кризис современного человека проявляются также в конформности сознания одномерного человека (Г. Маркузе), безнадёжности ожиданий (С. Бекет) и отчаянных потребностях – «desperate needs» (Ф. Скэрдеруд).
2 Стремительные изменения, произошедшие в мире за последнее десятилетие, являются одним из факторов, в ряду многих, способствующих распространению различных форм девиантного, в том числе агрессивного, поведения во всех слоях населения и социальных группах, включая детей и подростков. Особенно актуальной представляется тема возрастания уровня агрессии и проявления её в поведении подростков как одной из наиболее уязвимых групп населения.
3 Особенности подросткового возраста проявляются, прежде всего в том, что в этот период перестраиваются отношения ребёнка к внешнему миру и к самому себе, устанавливаются границы между внутренним миром и внешним, происходит процесс самоидентификации и самоопределения, актуализируется ответ на вопрос: «Кто я в этом мире, и опасен ли мир для меня?». Важнейшей проблемой в современном российском обществе является также наличие большого числа детей, оставшихся без попечения родителей, тех, кого называют «социальными сиротами». Сам по себе факт социального сиротства и проживания таких детей и подростков в условиях детского дома является провоцирующим агрессивное поведение негативным фактором.
4 Большинство специалистов описывают подростковый возраст как один из самых сложных и противоречивых этапов становления человека. Считая себя взрослым, подросток по своим объективным характеристикам все еще остается ребенком. Внешняя демонстрация независимого от взрослых, свободного, зачастую даже дерзкого и агрессивного поведения маскирует повышенную чувствительность, незащищенность, ранимость подростка, откуда следует его болезненная и негативная реакция в отношении критических замечаний взрослых (Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Л. И. Божович, И. С. Кон, Е. А. Крутецкий, Е. А. Шумилин, В.Л. Аверин, Ж.К. Дандарова. А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. В.П. Зинченко. А.Г. Маклаков и другие).

views: 242

Readers community rating: votes 0

1. Bandura A., Uolters F. Podrostkovaya agressiya: izuchenie vliyaniya vospitaniya i semejnykh otnoshenij. - M. , 2000 - 508 s.

2. Berkovits L. Agressiya: prichiny, posledstviya i kontrol'.– SPb.: Prajm-Evroznak; M.: OLMA-PRESS, 2001. - 512 s.

3. Byutner K. Zhit' s agressivnymi det'mi.– M., 1991. – 124 s.

4. Gorshkova V.V., Kostetskij V.V. Obrazovanie vzroslykh: smena paradigmy na rubezhe tysyacheletij // Pedagogika. – 2009. - №5. – S.41-47.

5. Milkovska-Olejnichak G. Sotsial'no-vospitatel'nye faktory agressivnogo povedeniya uchaschikhsya v sovremennykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh (na primere srednikh shkol Pol'shi). – SPb., 2000. – 301 s.

6. Mozhginskij Yu. Agressiya podrostkov. – SPb., 1999. – 127 s.

7. Mudrik A. V. Sotsial'naya pedagogika.– M.: Izd-vo «Akademiya», 2001. – 192 s.

8. Sem'ya kak ob'ekt sotsial'noj raboty: monogr. / pod red. prof. E.P. Tonkonogoj.– SPb.: SPbGUP, 2006. – 204 s.

9. Anderson M. A. The relationship among resilience, forgiveness, and anger expression in adolescents. – The Graduate School The University of Main., May, 2006. – 490 p.

10. Curry, L. A. & Youngblade, L. M. (2006). Negative affect, risk perception, and

11. adolescent risk behavior. Journal of Applied Developmental Psychology, 27 , 468 – 485 p.

12. Aggressive behavior : Current perspectives / Ed. by L. Rowell Huesmann. - New York; London: Plenum press, Cop. 1994. - XIX, 305 s.

Система Orphus

Loading...
Up