Применение проективных тестов для выявления и коррекции агрессивного поведения подростков в условиях детского дома

 
Код статьиS181570410020781-4-1
DOI10.54884/S181570410020781-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: учитель индивидуального обучения на дому
Аффилиация: ГБОУ «Школа № 231»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (63)
Страницы66-71
Аннотация

В статье  приводятся  данные исследования  показателей агрессивного поведения подростков  с помощью проективных психологических тестов. Рассматриваются  показатели сочетаемости различных  личностных  особенностей  в проявлении ими деструктивных тенденций. Раскрываются психодиагностические возможности  совместного применения проективных тестов М. Люшера, Л. Зонди и «Hand-теста»  Выявляются актуальные области социально-воспитательного воздействия на подростков с целью психолого-педагогической коррекции их агрессивного поведения.

Ключевые словаагрессивное поведение, подросток, эмоциональные нарушения, социальная и педагогическая коррекция
Получено21.06.2022
Дата публикации23.06.2022
Кол-во символов14594
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Глубинные потрясения, которые испытала Россия на рубеже ХХ и ХХI веков, привели к масштабным экономическим, политическим, социальным и, главное, духовным кризисам. Современное человечество пожинает плоды антропогенной деятельности, когда парадоксальным образом вся мощь человека оказывается противопоставленной ему как чуждая сила. В связи с этим происходит перемещение базовых духовно-нравственных ценностей на периферию жизненных смыслов человека, и эта потеря не проходит бесследно. Человек лишается собственных убеждений, традиций, коммуникативных возможностей, вследствие чего остаётся в одиночестве (Ортега-Гассет); у него отсутствуют личная ответственность, собственное мышление, деятельность вне «Я» (К. Ясперс), и, как итог, – трагедия самосознания превращённого в ничто человека (Ф. Кафка). Духовно-нравственная деградация и экзистенциальный кризис современного человека проявляются также в конформности сознания одномерного человека (Г. Маркузе), безнадёжности ожиданий (С. Бекет) и отчаянных потребностях – «desperate needs» (Ф. Скэрдеруд).
2 Стремительные изменения, произошедшие в мире за последнее десятилетие, являются одним из факторов, в ряду многих, способствующих распространению различных форм девиантного, в том числе агрессивного, поведения во всех слоях населения и социальных группах, включая детей и подростков. Особенно актуальной представляется тема возрастания уровня агрессии и проявления её в поведении подростков как одной из наиболее уязвимых групп населения.
3 Особенности подросткового возраста проявляются, прежде всего в том, что в этот период перестраиваются отношения ребёнка к внешнему миру и к самому себе, устанавливаются границы между внутренним миром и внешним, происходит процесс самоидентификации и самоопределения, актуализируется ответ на вопрос: «Кто я в этом мире, и опасен ли мир для меня?». Важнейшей проблемой в современном российском обществе является также наличие большого числа детей, оставшихся без попечения родителей, тех, кого называют «социальными сиротами». Сам по себе факт социального сиротства и проживания таких детей и подростков в условиях детского дома является провоцирующим агрессивное поведение негативным фактором.
4 Большинство специалистов описывают подростковый возраст как один из самых сложных и противоречивых этапов становления человека. Считая себя взрослым, подросток по своим объективным характеристикам все еще остается ребенком. Внешняя демонстрация независимого от взрослых, свободного, зачастую даже дерзкого и агрессивного поведения маскирует повышенную чувствительность, незащищенность, ранимость подростка, откуда следует его болезненная и негативная реакция в отношении критических замечаний взрослых (Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Л. И. Божович, И. С. Кон, Е. А. Крутецкий, Е. А. Шумилин, В.Л. Аверин, Ж.К. Дандарова. А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. В.П. Зинченко. А.Г. Маклаков и другие).

всего просмотров: 244

Оценка читателей: голосов 0

1. Бандура А., Уолтерс Ф. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М. , 2000 - 508 с.

2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.– СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 512 с.

3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.– М., 1991. – 124 с.

4. Горшкова В.В., Костецкий В.В. Образование взрослых: смена парадигмы на рубеже тысячелетий // Педагогика. – 2009. - №5. – С.41-47.

5. Милковска-Олейничак Г. Социально-воспитательные факторы агрессивного поведения учащихся в современных образовательных учреждениях (на примере средних школ Польши). – СПб., 2000. – 301 с.

6. Можгинский Ю. Агрессия подростков. – СПб., 1999. – 127 с.

7. Мудрик А. В. Социальная педагогика.– М.: Изд-во «Академия», 2001. – 192 с.

8. Семья как объект социальной работы: моногр. / под ред. проф. Е.П. Тонконогой.– СПб.: СПбГУП, 2006. – 204 с.

9. Anderson M. A. The relationship among resilience, forgiveness, and anger expression in adolescents. – The Graduate School The University of Main., May, 2006. – 490 p.

10. Curry, L. A. & Youngblade, L. M. (2006). Negative affect, risk perception, and

11. adolescent risk behavior. Journal of Applied Developmental Psychology, 27 , 468 – 485 p.

12. Aggressive behavior : Current perspectives / Ed. by L. Rowell Huesmann. - New York; London: Plenum press, Cop. 1994. - XIX, 305 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх