Педагогическая антропология как методология организации образовательной практики в современной школе

 
Код статьиS181570410020775-7-1
DOI10.54884/S181570410020775-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры педагогики и педагогических технологий
Аффилиация: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (63)
Страницы51-55
Аннотация

В статье раскрывается проблема необходимости научно-педагогического обоснования антропологической тенденции и противоречия ее реализации в образовании. Выделяется опыт организации школьной практики, ориентированной на человека как на ценность и цель образования. Обосновывается необходимость расширения проблемного поля педагогической антропологии как методологического обоснования организации антропологической практики в современной школе.

 

Ключевые словаантропологическая тенденция, педагогическая антропология, человек как субъект образования, антропологическая практика, организация образовательной антропологической практики, концепция организации антропологической практики
Получено21.06.2022
Дата публикации23.06.2022
Кол-во символов12446
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Цивилизационные вызовы современности требуют осмысления вопросов бытия человека, нарастающих потерь во всех его сущностных характеристиках – духовных, душевных, телесных. Современная школа непосредственно сталкивается с проявлениями антропологического по своей сути кризиса. Изменяется природа детства, нарастают проблемы воспитания в семье, отношения к учебе, происходит деформация моральных норм. Изменились идеологические основы отечественной школы, она призвана и в новых условиях развивать государственность, экономику, здравоохранение, науку, культуру и, главное – наращивать человеческий потенциал.
2 В аналитическом докладе «Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления» [8] делается вывод о недостаточной сформированности в современном российском образовании гуманитарно-антропологического компонента. Выделен ряд факторов, сдерживающих реализацию ценностей человека: стратегически-целевых (мировоззренческий вакуум в определении перспектив развития школы); содержательных (нарастание функционализма и утилитаризма в образовании, определяющих понимание образования как сферы услуг); воспитательных (равнодушие общества к разрушению чистоты детства).
3 Школьная образовательная практика во многом неосознанно и стихийно ищет пути ответа на вызовы времени к человеку. Методом анализа документов 200 находящихся в открытом доступе документов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Новгородской областей; методом интерпретации непосредственно наблюдаемого опыта инновационной деятельности образовательных учреждений Всеволожского района Ленинградской области выделены своеобразные «точки роста» в решении данной проблемы, такие как:
  • постановка задач развития познавательного интереса и активности обучающегося в разработке и реализации индивидуальной учебной траектории;
  • выделение задач сохранения и укрепления здоровья обучающегося – физического, социального, духовного;
  • усиление самостоятельности обучающегося в образовательном процессе;
  • внимание к творческой деятельности обучающегося;
  • осознание необходимости понимания внутреннего мира человека,
  • поиска им своего места в динамично изменяющемся мире;
  • формирование мировоззренческой ценностно-смысловой сферы, активной жизненной позиции;
  • введение в показатели качества образования создания условий для выявления и развития способностей обучающихся, формирования ценностно-смысловых ориентиров и установок и опыта их реализации в различных формах жизнедеятельности;
  • выделение проблемы субъектности обучающегося – в его ценностях, в стремлении к самореализации;
  • осознание необходимости повышения профессиональной культуры учителя, формирования у него диалогового мышления, обеспечивающего межсубъектное взаимодействие с учеником, направленное на совместный поиск новых ценностей и смыслов образования.

всего просмотров: 292

Оценка читателей: голосов 0

1. Андреева И.Н., Буторина Т.С., Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /под ред. З.И. Васильевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 432 с.

2. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: моногр. /науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2000. - 225 с.

3. Власова Т.И. Нужна ли «Педагогическая антропология?» //Высшее образование в России. – 2001. - №4. - С.93-96.

4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики: Человек, конструирующий себя и свое будущее. Изд. 3. - М.: Ком Книга, 2010. - 232 с.

5. Лузина Л.М. Человек в проблемном поле воспитания. - Псков: изд. ПГПУ, 2008. - 288 с.

6. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. - СПб.: РХГИ, 2004. - 520 с.

7. Российская педагогическая энциклопедия. В 4 т.. Т.2. – М., 1999.

8. Слободчиков В.И., Королькова И.В., Остапенко А.А., Захарченко М.В., Шестун Е.В., Рыбаков С.Ю., Моисеев Д.А., Короткин С.Н. Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления: аналитический доклад. - М.: Российский институт стратегических исследований, 2016. - 142 с.

9. Юркевич П.Д. Чтения о воспитании. - М., 1865. - 272 с.

10. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. - Режим доступа: //http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=90723.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх