Pedagogical anthropology as methodology of organization of educational practice in modern schools

 
PIIS181570410020775-7-1
DOI10.54884/S181570410020775-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies
Affiliation: Pushkin Leningrad State University
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (63)
Pages51-55
Abstract

The article reveals the problem of the need for scientific and pedagogical justification of the anthropological trend and the contradictions of its implementation in education. Experience in the field of school practice organization focused on the person as the value and purpose of education is analyzed. The need to expand the problem field of pedagogical anthropology as methodological justification for the organization of anthropological practice in modern schools is substantiated.

 

Keywordsanthropological tendency, pedagogical anthropology, human as a subject of education, anthropological practice, organization of educational anthropological practice, concept of organization of anthropological practice
Received21.06.2022
Publication date23.06.2022
Number of characters12446
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Цивилизационные вызовы современности требуют осмысления вопросов бытия человека, нарастающих потерь во всех его сущностных характеристиках – духовных, душевных, телесных. Современная школа непосредственно сталкивается с проявлениями антропологического по своей сути кризиса. Изменяется природа детства, нарастают проблемы воспитания в семье, отношения к учебе, происходит деформация моральных норм. Изменились идеологические основы отечественной школы, она призвана и в новых условиях развивать государственность, экономику, здравоохранение, науку, культуру и, главное – наращивать человеческий потенциал.
2 В аналитическом докладе «Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления» [8] делается вывод о недостаточной сформированности в современном российском образовании гуманитарно-антропологического компонента. Выделен ряд факторов, сдерживающих реализацию ценностей человека: стратегически-целевых (мировоззренческий вакуум в определении перспектив развития школы); содержательных (нарастание функционализма и утилитаризма в образовании, определяющих понимание образования как сферы услуг); воспитательных (равнодушие общества к разрушению чистоты детства).
3 Школьная образовательная практика во многом неосознанно и стихийно ищет пути ответа на вызовы времени к человеку. Методом анализа документов 200 находящихся в открытом доступе документов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Новгородской областей; методом интерпретации непосредственно наблюдаемого опыта инновационной деятельности образовательных учреждений Всеволожского района Ленинградской области выделены своеобразные «точки роста» в решении данной проблемы, такие как:
  • постановка задач развития познавательного интереса и активности обучающегося в разработке и реализации индивидуальной учебной траектории;
  • выделение задач сохранения и укрепления здоровья обучающегося – физического, социального, духовного;
  • усиление самостоятельности обучающегося в образовательном процессе;
  • внимание к творческой деятельности обучающегося;
  • осознание необходимости понимания внутреннего мира человека,
  • поиска им своего места в динамично изменяющемся мире;
  • формирование мировоззренческой ценностно-смысловой сферы, активной жизненной позиции;
  • введение в показатели качества образования создания условий для выявления и развития способностей обучающихся, формирования ценностно-смысловых ориентиров и установок и опыта их реализации в различных формах жизнедеятельности;
  • выделение проблемы субъектности обучающегося – в его ценностях, в стремлении к самореализации;
  • осознание необходимости повышения профессиональной культуры учителя, формирования у него диалогового мышления, обеспечивающего межсубъектное взаимодействие с учеником, направленное на совместный поиск новых ценностей и смыслов образования.

views: 289

Readers community rating: votes 0

1. Andreeva I.N., Butorina T.S., Vasil'eva Z.I. Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoj mysli za rubezhom i v Rossii: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij /pod red. Z.I. Vasil'evoj. - M.: Izdatel'skij tsentr «Akademiya», 2005. - 432 s.

2. Borytko N.M. Prostranstvo vospitaniya: obraz bytiya: monogr. /nauch. red. N.K. Sergeev. - Volgograd: Peremena, 2000. - 225 s.

3. Vlasova T.I. Nuzhna li «Pedagogicheskaya antropologiya?» //Vysshee obrazovanie v Rossii. – 2001. - №4. - S.93-96.

4. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Osnovaniya sinergetiki: Chelovek, konstruiruyuschij sebya i svoe buduschee. Izd. 3. - M.: Kom Kniga, 2010. - 232 s.

5. Luzina L.M. Chelovek v problemnom pole vospitaniya. - Pskov: izd. PGPU, 2008. - 288 s.

6. Ogurtsov A.P., Platonov V.V. Obrazy obrazovaniya. Zapadnaya filosofiya obrazovaniya. XX vek. - SPb.: RKhGI, 2004. - 520 s.

7. Rossijskaya pedagogicheskaya ehntsiklopediya. V 4 t.. T.2. – M., 1999.

8. Slobodchikov V.I., Korol'kova I.V., Ostapenko A.A., Zakharchenko M.V., Shestun E.V., Rybakov S.Yu., Moiseev D.A., Korotkin S.N. Sistemnyj krizis otechestvennogo obrazovaniya kak ugroza natsional'noj bezopasnosti Rossii i puti ego preodoleniya: analiticheskij doklad. - M.: Rossijskij institut strategicheskikh issledovanij, 2016. - 142 s.

9. Yurkevich P.D. Chteniya o vospitanii. - M., 1865. - 272 s.

10. Slobodchikov V.I. Antropologicheskaya perspektiva otechestvennogo obrazovaniya. – Ekaterinburg: Izdatel'skij otdel Ekaterinburgskoj eparkhii, 2009. - Rezhim dostupa: //http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=90723.

Система Orphus

Loading...
Up