Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд

 
Код статьиS181570410020772-4-1
DOI10.54884/S181570410020772-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры педагогики и андрагогики
Аффилиация: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (63)
Страницы36-41
Аннотация

Цель статьи – осмысление и педагогическая интерпретация понятия «цифровая образовательная среда». Прослежен филогенез понятий информационно-образовательное пространство, образовательная среда, информационно-образовательная среда. Показано изменение отношений к образовательной деятельности, обусловленных ситуацией цифровизации.

 

Ключевые словацифровая образовательная среда, отношения в образовательной деятельности, цифровое поведение
Получено21.06.2022
Дата публикации23.06.2022
Кол-во символов13057
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В рамках национального проекта «Образование» реализуется Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Также утверждена Целевая модель цифровой образовательной среды (ЦОС) [6], обозначен главный вектор развития современной системы образования – реализация образовательного процесса в цифровой образовательной среде.
2 Целью статьи является педагогическое осмысление понятия «цифровая образовательная среда».
3 Прежде чем попытаться дать ответ на вопрос, что такое цифровая образовательная среда, имеет смысл уточнить различия между понятиями «пространство» (например, информационно-образовательное) и «среда» (например, образовательная, информационно-образовательная) и проследить эволюцию их развития в сфере образования. Рассмотрению данных понятий посвящено большое количество исследований в области философии, социологии, психологии и педагогики, и в целом научным сообществом достигнуто их общее понимание.
4 Под пространством понимается «фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее множественный характер существования мира, его неоднородность» [10]. Информационно-образовательное пространство рассматривается как «неразрывное единство информации, средств ее хранения и производства, методов и технологий работы, обеспечивающих получение информации субъектами в целях образования» [2, с. 14]. Информационно-образовательное пространство предстает как накопитель образовательной информации и средств работы с ней.
5 Информационно-образовательное пространство имеет три компонента:
  • цивилизационный – подразумевающий приобщение человека к стержневым основам информационной цивилизации;
  • коммуникативный – обеспечивающий образовательную деятельность на основе использования информационных и коммуникационных технологий;
  • деятельностный – делающий возможным совершение образовательных действий путем установления известных соглашений.
6 Среда в философии определяется как часть бытия по отношению к субъекту, в пределах которой он существует и на которую он воздействует.
7 Развитие понятия «образовательная среда» можно проследить в работе В.А. Ясвина [13]:
  • наполнение различными средствами и конкретное окружение какой-либо образовательной организации;
  • некая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется: а) взаимодействием ребенка со взрослыми и детьми; б) процессами взаимопонимания, коммуникации, рефлексии; в) историко-культурным компонентом (В.В. Рубцов);
  • совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных (С.Д. Дерябо);
  • совокупность условий и обстоятельств для образования не существует как нечто однозначное и данное заранее. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности и где между субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения (В.И. Слободчиков);
  • система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (В.А. Ясвин).

всего просмотров: 361

Оценка читателей: голосов 0

1. Бабурова И.В. «Отношение» как педагогическая категория // Омский научный вестник.– 2006.– №8 (45).– С. 274-276.

2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Дидактика в информационном обществе // Педагогика.– 2009. – № 10.– С. 8 – 15.

3. Манифест о цифровой образовательной среде. Цит по URL: http://manifesto.edutainme.ru/#s1 (дата обращения 14.02.2020).

4. Махотин Д.А. Дидактический анализ отношений в интерактивном образовании // Интерактивное образование.–2018.–№1-2.–С.2-5. URL: https://interactiv.su/wp-content/uploads/2018/05/IO_1-interactive.pdf (дата обращения 10.04.2020).

5. Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. П. Тряпицыной.– СПб.: Питер, 2014.– С. 197.

6. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/#1000 (дата обращения 11.02.2020).

7. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / гл. ред. В.Г. Панов. – М.: Большая Рос. энцикл., 1993-1999. Российская государственная библиотека. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001674060 (дата обращения 24.04.2020).

8. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Сфера, 2004.– С. 82.

9. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. –2011.– №1(26) январь-март. – С. 45-54.

10. Философская энциклопедия. Словари и энциклопедии на академике. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/994/ПРОСТРАНСТВО (дата обращения 11.02.2020).

11. Цит. по Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2007.– С. 266.

12. Шилова О.Н. Организация самостоятельной деятельности обучающихся в образовательной информационной среде. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/903/78903/59664?p_page=9 (дата обращения 14.02.2020).

13. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

14. Digital learning environment. URL: https://mgdolence.com/services/academic-services/digital-learning-environments/ (дата обращения 14.02.2020).

15. J.M. Riihelainen, D. Crosier. Focus On: Digital learning environments – the best way forward? URL: https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/content/focus-digital-learning-environments-%E2%80%93-best-way-forward_en (дата обращения 14.02.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх