Digital learning environment: pedagogical сomprehension

 
PIIS181570410020772-4-1
DOI10.54884/S181570410020772-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the Department of Pedagogy and Andragogyst
Affiliation: St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (63)
Pages36-41
Abstract

The aim of the article is to comprehend the digital learning environment. Phylogeny of concepts: information and educational space, educational environment, information and educational environment is traced. The change in relations in educational activities due to the digitalization is shown as a new educational result.

 

Keywordsdigital learning environment, educational relations, digital behavior
Received21.06.2022
Publication date23.06.2022
Number of characters13057
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В рамках национального проекта «Образование» реализуется Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Также утверждена Целевая модель цифровой образовательной среды (ЦОС) [6], обозначен главный вектор развития современной системы образования – реализация образовательного процесса в цифровой образовательной среде.
2 Целью статьи является педагогическое осмысление понятия «цифровая образовательная среда».
3 Прежде чем попытаться дать ответ на вопрос, что такое цифровая образовательная среда, имеет смысл уточнить различия между понятиями «пространство» (например, информационно-образовательное) и «среда» (например, образовательная, информационно-образовательная) и проследить эволюцию их развития в сфере образования. Рассмотрению данных понятий посвящено большое количество исследований в области философии, социологии, психологии и педагогики, и в целом научным сообществом достигнуто их общее понимание.
4 Под пространством понимается «фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее множественный характер существования мира, его неоднородность» [10]. Информационно-образовательное пространство рассматривается как «неразрывное единство информации, средств ее хранения и производства, методов и технологий работы, обеспечивающих получение информации субъектами в целях образования» [2, с. 14]. Информационно-образовательное пространство предстает как накопитель образовательной информации и средств работы с ней.
5 Информационно-образовательное пространство имеет три компонента:
  • цивилизационный – подразумевающий приобщение человека к стержневым основам информационной цивилизации;
  • коммуникативный – обеспечивающий образовательную деятельность на основе использования информационных и коммуникационных технологий;
  • деятельностный – делающий возможным совершение образовательных действий путем установления известных соглашений.
6 Среда в философии определяется как часть бытия по отношению к субъекту, в пределах которой он существует и на которую он воздействует.
7 Развитие понятия «образовательная среда» можно проследить в работе В.А. Ясвина [13]:
  • наполнение различными средствами и конкретное окружение какой-либо образовательной организации;
  • некая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется: а) взаимодействием ребенка со взрослыми и детьми; б) процессами взаимопонимания, коммуникации, рефлексии; в) историко-культурным компонентом (В.В. Рубцов);
  • совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных (С.Д. Дерябо);
  • совокупность условий и обстоятельств для образования не существует как нечто однозначное и данное заранее. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности и где между субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения (В.И. Слободчиков);
  • система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (В.А. Ясвин).

views: 351

Readers community rating: votes 0

1. Baburova I.V. «Otnoshenie» kak pedagogicheskaya kategoriya // Omskij nauchnyj vestnik.– 2006.– №8 (45).– S. 274-276.

2. Ivanova E.O., Osmolovskaya I.M. Didaktika v informatsionnom obschestve // Pedagogika.– 2009. – № 10.– S. 8 – 15.

3. Manifest o tsifrovoj obrazovatel'noj srede. Tsit po URL: http://manifesto.edutainme.ru/#s1 (data obrascheniya 14.02.2020).

4. Makhotin D.A. Didakticheskij analiz otnoshenij v interaktivnom obrazovanii // Interaktivnoe obrazovanie.–2018.–№1-2.–S.2-5. URL: https://interactiv.su/wp-content/uploads/2018/05/IO_1-interactive.pdf (data obrascheniya 10.04.2020).

5. Pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Standart tret'ego pokoleniya / pod red. A. P. Tryapitsynoj.– SPb.: Piter, 2014.– S. 197.

6. Prikaz Ministerstva prosvescheniya RF ot 2 dekabrya 2019 g. № 649 «Ob utverzhdenii Tselevoj modeli tsifrovoj obrazovatel'noj sredy». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/#1000 (data obrascheniya 11.02.2020).

7. Rossijskaya pedagogicheskaya ehntsiklopediya: V 2 t. / gl. red. V.G. Panov. – M.: Bol'shaya Ros. ehntsikl., 1993-1999. Rossijskaya gosudarstvennaya biblioteka. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001674060 (data obrascheniya 24.04.2020).

8. Slovar'-spravochnik po pedagogike / avt.-sost. V.A. Mizherikov; pod red. P.I. Pidkasistogo. – M.: Sfera, 2004.– S. 82.

9. Fel'dshtejn D.I. Glubinnye izmeneniya sovremennogo Detstva i obuslovlennaya imi aktualizatsiya psikhologo-pedagogicheskikh problem razvitiya obrazovaniya // Vestnik prakticheskoj psikhologii obrazovaniya. –2011.– №1(26) yanvar'-mart. – S. 45-54.

10. Filosofskaya ehntsiklopediya. Slovari i ehntsiklopedii na akademike. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/994/PROSTRANSTVO (data obrascheniya 11.02.2020).

11. Tsit. po Kharlamov I.F. Pedagogika: ucheb. posobie. – M.: Gardariki, 2007.– S. 266.

12. Shilova O.N. Organizatsiya samostoyatel'noj deyatel'nosti obuchayuschikhsya v obrazovatel'noj informatsionnoj srede. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/903/78903/59664?p_page=9 (data obrascheniya 14.02.2020).

13. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. – M.: Smysl, 2001. – 365 s.

14. Digital learning environment. URL: https://mgdolence.com/services/academic-services/digital-learning-environments/ (data obrascheniya 14.02.2020).

15. J.M. Riihelainen, D. Crosier. Focus On: Digital learning environments – the best way forward? URL: https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/content/focus-digital-learning-environments-%E2%80%93-best-way-forward_en (data obrascheniya 14.02.2020).

Система Orphus

Loading...
Up