Профессиональное развитие специалистов органов управления образованием

 
Код статьиS181570410020770-2-1
DOI10.54884/S181570410020770-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: начальник отдела оценки качества образования
Аффилиация: ФГБНУ "Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: начальник отдела проектной работы и управления результатами интеллектуальной деятельности
Аффилиация: ФГБНУ "Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (63)
Страницы18-22
Аннотация

В статье рассмотрена текущая ситуация с подготовкой специалистов органов управления образованием с позиции актуальных исследований и нормативно-правовых аспектов; представлен зарубежный опыт аналогичной сферы, а также подходы к построению программ профессионального развития специалистов органов управления образованием.

 

Ключевые словаповышение квалификации специалистов, качество дополнительного образования, эффективность дополнительного образования, региональные институты развития образования
Источник финансированияДанное исследование проведено Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт управления образованием Российской академии образования» в рамках исполнения государственного задания № 073-00027-20-01 от 9 января 2020 г. по теме «Проблемы и особенности правоприменения и регламентации деятельности органов управления образованием в сфере оценки качества общего образования».
Получено21.06.2022
Дата публикации23.06.2022
Кол-во символов11401
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Профессиональное развитие руководителей в системе образования в целом и специалистов органов управления образованием (государственных служащих) в частности является предметом рассмотрения как российских, так и зарубежных исследователей. Так, в рамках данной статьи авторы принимают и разделяют позицию группы исследователей Великобритании (Close P., Kendrick A.), которые говорят о недостаточной освещенности в современных исследованиях профессионального развития руководителей в системе образования и представляют подход подготовки таких специалистов через консультационную поддержку выбранных “системных лидеров” в образовании, владеющих технологиями вовлечения и способствующих совместному развитию практики в "самосовершенствующейся" школьной системе [1]. Группа учёных Шотландского исследовательского университета в журнале, посвященном системе повышения квалификации в образовании, подробно описывает проблематику реализуемых моделей непрерывного профессионального развития учителей в рамках проекта «учителя как обучающиеся». Также эти исследователи обозначают острую необходимость в пересмотре подходов в обучении взрослых, уделяя большее внимание деятельности в обучении, наставничеству (менторству), практикам, ведущим к трансформации специалистов и непрерывности образования [2]. L. Evans в журнале британских исследований в сфере образования приводит пример образовательной политики правительства Великобритании в качестве основы для рассмотрения проблемных зон, связанных с механизмами изменения понятия профессионализма посредством реформы образования и программы стандартов [3]. Аналогичный подход через нормативно-правовые основания российской образовательной практики к описанию проблемы исследования использован в данной статье.
2 Среди российских исследований проблематики повышения квалификации специалистов органов управления образованием в качестве методологической основы принимаются работы исследовательской группы Института управления образованием Российской академии образования в рамках выполнения государственного задания: А. Е. Марон, Е. Г. Королева, И. Л. Чайко, М.Б. Бахтин, С.Е. Довбыш, А.А. Аринушкина, Т.Н. Обухова [4-9]. В них описаны современные подходы и принципы повышения квалификации специалистов системы образования; оценка качества современного образования в разрезе подготовки квалифицированных управленческих кадров; особенности построения региональных и муниципальных моделей оценки качества образования.
3 Рассматривая в целом ситуацию в Российской системе образования через принимаемые в последние годы на федеральном уровне стратегические программные документы, мы видим создание правовой основы системы непрерывного образования. Прежде всего на это указывает Национальный проект «Образование», одна из ключевых задач которого – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Национальный проект предполагает реализацию четырех основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой [10].

всего просмотров: 414

Оценка читателей: голосов 0

1. Close P., Kendrick A. Developing Specialist Leaders of Education: a research engagement approach //Professional development in education. – 2019. – Т. 45. – №. 2. – С. 291-306.

2. Fraser C. et al. Teachers’ continuing professional development: Contested concepts, understandings and models //Journal of in-service education. – 2007. – Т. 33. – №. 2. – С. 153-169.

3. Evans L. Professionalism, professionality and the development of education professionals //British journal of educational studies. – 2008. – Т. 56. – №. 1. – С. 20-38.

4. Maron A. E., Koroleva E. G., Chaiko I. L. Updating the content of the training of specialists of management bodies to the evaluation of the quality of education //International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). – Atlantis Press, 2019.

5. Марон А.Е., Королева Е.Г., Чайко И.Л. Педагогические факторы и условия социально-педагогической эффективности моделей оценки качества образования // Человек и образование.– 2019.– №4 (61). – С. 61-66.

6. Obukhova T. N. (2019). The practice of assessing the quality of student education: Perspectives from Finland, Canada, and Hong Kong. Journal of History Culture and Art Research, 8(4), 391-400.

7. Аринушкина А. А. Эволюция консалтинговой практики в образовательном секторе: зарубежный и российский опыт управленческого консультирования в системе образования// Управление Образованием: Теория и Практика.– 2016.– №4(24).– с.36-43.

8. Dovbysh S., Bakhtin M., Arinushkina A. Individual trajectory of professional growth of a teacher // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. — 2018. — no. 288. — P. 32–35;

9. Bakhtin M. B., Dovbysh S. E., Arinushkina A. A. Improving the educational organization management system: Personnel aspect // International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). — Vol. 316 of Advances in Social Science, Education and Humanities Research. — Atlantis Press Paris, 2019.

10. Национальный проект «Образование». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения 20.05.2020).

11. Президент Российской Федерации. (2004). Федеральный закон Российской Федерации “О государственной гражданской службе Российской Федерации ” (июль 27, 2004 № 79-ФЗ). Москва, Россия.

12. Президент Российской Федерации. (2017). Федеральный закон Российской Федерации “О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»” (июль 29, 2017 № 275-ФЗ). Москва, Россия.

13. Президент Российской Федерации. (2019). Указ «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 – 2021 годы» (июнь 24, 2019 № 288). Москва, Россия.

14. Распоряжение Правительства РФ от 24 июля 2019 года №1646-р «План мероприятий ("дорожная карта") по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/vfoHeJcnY8riP6f9xL4IddmWzQTuioak.pdf (дата обращения 20.05.2020).

15. Gopinathan S., Lee M. H. Excellence and equity in high-performing education systems: policy lessons from Singapore and Hong Kong/Excelencia y equidad en sistemas educativos de alto rendimiento: lecciones de las políticas educativas en Singapur y Hong Kong //Infancia y Aprendizaje. – 2018. – Т. 41. – №. 2. – С. 203-247.

16. Сайт Гонконгского института образовательных исследований [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hkier.cuhk.edu.hk/en/programmes_itt.asp?pageid=65 (дата обращения 20.05.20).

17. Обучающие курсы для руководителей школ Гонконга [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tcs.edb.gov.hk/tcs/publicCalendar/start.htm (дата обращения 20.05.20)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх