“Двигательная культура” как объект науки

 
Код статьиS086954150002449-3-1
DOI10.31857/S086954150002449-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Адрес: ул. Балтийская 14, Москва, 125315, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№ 6
Страницы12-24
Аннотация

Объекты науки не статичны: они могут возникать, трансформироваться и исчезать из повестки дисциплинарного знания. В статье обсуждается относительно новый эпистемический объект – двигательная культура. Он интересен, в частности, тем, что соединяет “движение”, традиционно считавшееся чем-то “природным”, с “культурой” и тем самым с “технологией”. Этот объект возник в начале ХХ в. в результате появления новых дисциплин (включая биомеханику, физиологию труда и физиологию движений), кампании за научную организацию труда, а также развития физических упражнений, танца и других двигательных практик.

Ключевые словаА. К. Гастев, двигательная культура, кинестезия, эпистемический объект
Получено28.12.2018
Дата публикации28.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 1657

Оценка читателей: голосов 0

1. Бабайцев А. Ю. Искусственное и естественное // Постмодернизм. Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. C. 338–340.

2. Бернштейн Н. А. Биодинамика локомоций (Генез, структура, изменения) // Исследования по биодинамике ходьбы, бега, прыжка / Pед. Н. А. Бернштейн. М.: Физкультура и спорт, 1940. С. 9–47.

3. Гастев А. К. О тенденциях развития пролетарской культуры // Пролетарская культура. 1919. № 9–10. С. 35–45.

4. Гастев А. К. Как надо работать. Архангельск: Издательство Архангельской губернской советской партийной школы им. Ленина, 1922а.

5. Гастев А. К. Организационная и научная жизнь Института труда // Организация труда. 1922б. № 3. С. 168–169.

6. Гастев А. К. Новая культурная установка. М.: ВЦСПС–ЦИТ, 1924.

7. Гастев А. К. Двигательная культура (на основе методики ЦИТ) // Организация труда. 1925. № 6. С. 12–13.

8. Койре А. Философы и машина // Вестник русского христианского движения. 1995. № 172 (III). С. 83–119.

9. Леруа-Гуран А. Размышления о доисторическом искусстве (речь, произнесенная 25 июня 1981 года на вручении премии Фонда Фиссена) // Антропология культуры. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова; Институт мировой культуры, 2015. Вып. 5. С. 23–36.

10. Сироткина И. Е. Дискретное и континуальное в танце // Вопросы философии. 2016. № 10. С. 132–142.

11. Сироткина И. “How Can We Know the Dancer from the Dance?”: антропология движения и танца // Новое литературное обозрение. 2017. Т. 145. № 3. С. 16–30.

12. Фабрикант М. И. Жест // Словарь художественных терминов. ГАХН. 1923–1929 гг. / Ред. И. М. Чубаров. М.: Логос-Альтера; Ecce Homo, 2005. C. 156–157.

13. Фуко М. Археология знания / Пер. с фр. М. Б. Раковой, А. Ю. Серебрянниковой. СПб.: ИЦ “Гуманитарная Академия”; Университетская книга, 2004.

14. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах / Пер. с итал. А. Глебовской. СПб.: Symposium, 2007.

15. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Диалектика природы. М.: Политиздат, 1982. С. 144–156.

16. Daston L. The Coming into Being of Scientific Objects // Biographies of Scientific Objects / Ed. L. Daston. Chicago: University of Chicago Press, 2000. P. 1–14.

17. Haraway D. Simians, Cyborgs and Women: The Reinvention of Nature. N.Y.: Routledge, 1991.

18. Ingold T. Being Alive: Essays on Movement, Knowledge and Description. L.: Routledge. 2011.

19. Jones S. Literature, Modernism and Dance. Oxford: Oxford University Press, 2013.

20. Kaeppler A. L. Structured Movement Systems in Tonga // Society and the Dance / Ed. P. Spencer. N.Y.: Cambridge University Press, 1985. P. 92–118.

21. Kaufmann D. Dreams and Self-Consciousness // Biographies of Scientific Objects / Ed. L. Daston. Chicago: University of Chicago Press, 2000. P. 67–85.

22. Langer S. K. Feeling and Form: A Theory of Art. N.Y.: Charles Scribner’s Sons, 1953.

23. Latour B. On the Partial Existence of Existing and Nonexisting Objects // Biographies of Scientific Objects / Ed. L. Daston. Chicago: University of Chicago Press, 2000. P. 247–269.

24. Leroi-Gourhan A. Le geste et la parole. Vol. I. Technique et langage. Paris: Albin Michel, 1965.

25. Mauss M. Les Techniques du corps // Journal de Psychologie. 1936. Vol. XXXII. No. 3–4. P. 15–45.

26. McCarren F. Dancing Machines: Choreographies of the Age of Mechanical Reproduction. Stanford: Stanford University Press, 2003.

27. Novack C. J. 2010. Looking at Movement as Culture: Contact Improvisation to Disco // The Routledge Dance Studies Reader / Eds. A. Carter, J. O’Shea. Oxon: Routledge, 2010. P. 168–180.

28. Preston-Dunlop V., Sanchez-Collberg A. Dance and the Performative: A Choreological Perspective: Laban and Beyond. L.: Verve Publishing, 2002.

29. Rabinbach A. The Human Motor: Energy, Fatigue, and the Origins of Modernity. Berkeley: University of California Press, 1992.

30. Rae G. Heidegger’s Influence on Posthumanism: The Destruction of Metaphysics, Technology and the Overcoming of Anthropocentrism // History of the Human Sciences. 2013. Vol. 27. No. 1. P. 51–69.

31. Reynolds D. Rhythmic Subjects: Uses of Energy in the Dances of Mary Wigman, Martha Graham and Merce Cunningham. Alton: Dance Books, 2007.

32. Rheinberger H.-J. Cytoplasmic Particles // Biographies of Scientific Objects / Ed. L. Daston. Chicago: The University of Chicago Press, 2000. P. 270–294.

33. Sheets-Johnstone M. The Primacy of Movement. Amsterdam: John Benjamins Publishing, 2011.

34. Veder R. The Living Line: Modern Art and the Economy of Energy. Hanover: Dartmouth College Press, 2015.

35. Williams D. Anthropology and the Dance: Ten Lectures. Urbana: University of Illinois Press, 2004.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх