Содержательные признаки моделей региональных систем повышения квалификации работников образования

 
Код статьиS181570410020769-0-1
DOI10.54884/S181570410020769-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: СПб филиал ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: СПб филиал ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (63)
Страницы12-17
Аннотация

В статье на основе рассмотрения материалов, отражающих особенности региональных моделей повышения квалификации педагогов, размещенных в открытых источниках, предпринят анализ содержания курсовой подготовки. Обозначены различные компоненты развития профессионализма педагогов в современных условиях, определяющие содержание  ПК.

 

Ключевые словарегиональные модели повышения квалификации, содержание образования педагогических кадров, модульная образовательная программа, персонифицированное обучение, индивидуальные траектории обучения, способы реализации образовательной программы
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках исполнения государственного задания на 2020 год ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» по теме «Моделирование региональной системы повышения квалификации работников образования в условиях развития пространства непрерывного образования РФ».
Получено21.06.2022
Дата публикации23.06.2022
Кол-во символов14241
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Обращаясь к содержательному компоненту моделей повышения квалификации педагогических кадров различных регионов России, следует изложить некоторые исходные позиции, выступающие основой вне зависимости от того, какая модель используется в конкретном регионе.
2 Прежде всего, важно в структурном плане представить само понятие «содержание повышения квалификации» как многоаспектный педагогический феномен, включающий концептуальный, моделирующий проектировочно-программный, дидактический, процессуально-деятельностный и рефлексивно-результативный аспекты. Часто наблюдаемое на практике рассмотрение содержания повышения квалификации в форме образовательной программы только характеризует перечень проектируемых областей педагогического знания и не отражает принцип непрерывности и поэтапности процесса развития компетенций педагога в докурсовой, курсовой и послекурсовой периоды образования, а также условия и технологии ПК педагогов.
3 В концептуальном плане подчеркнем значимость андрагогического подхода в проектировании и реализации содержания повышения квалификации педагогов. Ученые рекомендуют учитывать следующие существенные характеристики обучающегося взрослого: во-первых, его образовательный потенциал; уровень ключевых компетенций; профессиональные навыки и профессиональный опыт. Речь также идет об ориентации на принципы непрерывности, преемственности этапов образования; гибкости и вариативности содержания образования; его практикоориентированности и опережающего характера. Вторым необходимым условием является учет требований профессионального стандарта и других нормативных документом в содержании ПК. В качестве третьего условия называют дефициты подготовки, образовательные предпочтения и приоритеты заказчиков и потребителей системы повышения квалификации [4, 14, 8].
4 Как отмечают авторы статьи «Педагогическая модель повышения квалификации в контексте непрерывного образования» И.В.Янченко, А.Н. Кадычегова, Я.М.Янченко, В.А.Кадычегов, существенное значение в моделировании содержания образовательного процесса имеет компонентное представление, которое позволяет осмыслить его сущность и представить далее деятельность педагога в динамике как последовательность этапов [15].
5 Таким образом, анализ моделей повышения квалификации регионов показал, что содержание повышения квалификации педагогов строится на основе: а) концептуально-целевого компонента, который определяет основные концептуальные положения, дидактические и прогностические целевые ориентиры развития региональной системы ПК; б) практикоориентированного компонента как содержание образовательной программы повышения квалификации, учитывающее требования профессионального стандарта, регламентирующие профессиональную деятельность педагога; в) процессуально-технологического компонента – содержит этапы и педагогические технологии образовательного процесса (информационные технологии; технологии дистанционного обучения и модульного обучения, а также проектной деятельности и др.); г) результативного компонента, обеспеченного набором средств и методов определения результативности процесса повышения квалификации (тесты, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы, самодиагностика и др.) [15].

всего просмотров: 358

Оценка читателей: голосов 0

1. Аверина М.Н. Cтруктурно-функциональная модель повышения квалификации учителей// Ярославский педагогический вестник .–2009 (60).-№3.-С.129-133.

2. Балагина Е.В., Уварова Л.И., Федосеева И.В. Модель персонифицированного повышения квалификации работников образования Архангельской области и система оценки качества результатов обучения// Дополнительное профессиональное педагогическое образование.- 2016.- № 3.- Т.2.-С.24-30.

3. В Иркутске используют полиинституциональную модель повышения квалификации// Учительская газета 16 апреля 2012. Электронный ресурс: http://www.ug.ru/article/299).

4. Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. Дополнительное профессиональное образование в проекции инновационного развития образования взрослых // Mediterranian Journal of Social Sciences. Vol. 6, # 6. Supplement 5. December 2015. pp. 178–186.

5. Кускова М.В. Внедрение «гибких» технологий повышения квалификации (Центр непрерывного повышения профессионального мастерства) проект «Учитель будущего». Презентация. Электронный ресурс: http://togirro.ru/assets/files/2019/cmpk/KuskovaMV_Vnedrenie_gibki_tehnologii.pdf.

6. Мунчинова Л.Д. Региональная модель повышения квалификации педагогов. Электронный ресурс: https://akvobr.ru/regionalnaya_model_povyshenia_kvalifikatsii_pedagogov.html).

7. Программа развития Областного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Новгородский институт развития образования» на 2015-2017г. Электронный ресурс: https://docviewer.yandex.ru/view/71798130/?.

8. Публичный доклад. О состоянии и результатах деятельности государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий» за 2013 год . Электронный ресурс: https://pandia.ru/text/79/168/13253-3.php.

9. Салихова Л.Ф. Региональная модель проектирования содержания повышения квалификации педагогических кадров// Известия Самарского научного Центра академии Российской науки.-2011.-№2.-Т.13.-С.45-49.

10. Сумарокова О.В. Региональная модель повышения квалификации в условиях модернизации общего образования: учеб.метод.пособие.- Вологда: ВИРО, 2013. – 76 с.

11. Теличко И. А., Гуменюк Н. П. Из опыта создания и реализации практико-ориентированной модели повышения квалификации педагогов //Эффективные модели повышения квалификации педагогов: опыт Калининградской области: сборник научно-методических статей.- Калининград: Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2018. – 180 с.

12. Чекалаева Н.В. Организационные модели сетевого взаимодействия в педагогическом образовании региона //Гуманитарные исследования.- 2015.-№3.-С.123-125.

13. Шаталов М.А. Стратегические ориентиры проектирования и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в контексте идеи непрерывности педагогического образования // Человек и образование.-2019.-№4.- С. 68-75.

14. Шевченко Н.И., Матохин Д.А. Профессиональное развитие педагогов: эффективные модели ДПО. Электронный ресурс: HTTPS://INTERACTIV.SU/2019/07/06.

15. Янченко И. В., Кадычегова А.Н ., Янченко Я.М ., Кадычегов В. А. Педагогическиая модель повышения квалификации в контексте непрерывного образования //Современные проблемы науки и образование.- 2019.- №5. Электронный ресурс. https://science-education.ru/ru/issue/view?id=161.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх