Проблема включения второстепенных писателей в литературный канон (на примере А. А. Шаховского)

 
Код статьиS241377150003919-3-1
DOI10.31857/S241377150003919-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ординарный профессор по русской литературе
Аффилиация: Тартуский университет
Адрес: Эстония
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 78 Номер 1
Страницы27-33
Аннотация

На примере литературной судьбы драматурга Александра Шаховского (1777-1846) рассматривается проблема эволюции писательской репутации, а также пути и средства канонизации второстепенных писателей, различия между читательским и историко-литературным канонами. Выдающийся деятель русского театра 1800-х - начала 1820-х годов, популярный драматург, активный участник полемики “архаистов и новаторов“, Шаховской еще при жизни постепенно теряет ведущие позиции в театре и в литературе. Как показано в статье, причиной оказывается верность установкам архаистической идеологии, устаревшим к середине 1820-х годов, а также быстрое развитие русской комедиографии, во многом опиравшейся на достижения Шаховского, в частности, появление такого сильного прецедентного текста, как “Горе от ума“ Грибоедова. Писательское имя Шаховского-комедиографа канонизировал в читательском сознании Пушкин в “Евгении Онегине“. Отрывки из сочинений Шаховского до середины 1860-х годов включались в школьные хрестоматии, но постепенно его тексты выпадали из читательского канона, хотя без его творчества невозможно себе представить русский историко-литературный канон.  

Ключевые словавторостепенные писатели, канонизация, Шаховской, читательский канон, историко-литературный канон, эволюция писательской репутации
Получено01.02.2019
Дата публикации15.03.2019
Кол-во символов24035
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Когда мы ведем речь о литературном каноне, то нужно сразу оговорить, какой вид канона имеется в виду: читательский или же научный, историко-литературный. Разумеется, они взаимосвязаны, но не всегда однозначно. Возьмем, например, такое замечательное издание, как еще не завершенный биографический словарь “Русские писатели: 1800-1917ˮ. Нетрудно заметить, что в нем преобладают имена малоизвестные или совсем неизвестные большинству читателей – даже их современникам, не говоря о современных нам читателях. Безусловно, у каждого автора, чье имя и биография помещены в словаре, была своя роль и свое место в истории литературы. Но все ли входят в канон, даже историко-литературный?
2 Канон – принятая литературным сообществом и воспринятая сообществом читательским иерархия авторов – феномен прихотливый. С одной стороны, зародившись, он склонен к консервации. Если не считать случаев искусственного изъятия из литературы по политическим причинам выдающихся авторов и затем возвращения их после изменения политической ситуации, то читательский канон ревизии не поддается или поддается с трудом. С другой стороны, на протяжении творческой деятельности писателя его репутация меняется и соответственно меняется его место в литературной иерархии. Как и почему это происходит, попробуем показать на примере А.А. Шаховского (1777-1846).
3 Рискну предположить, что среди наших современников - даже самых искушенных читателей русской литературы (разумеется, кроме историков литературы и театра начала XIX в.) – найдется немного тех, кто читал хотя бы одно из более ста сочинений князя Шаховского. Но имя его знают все, как знают и то, что он писал комедии. Шаховского канонизировал Пушкин, и до той поры, пока “Евгений Онегинˮ останется прецедентным текстом русской литературы, будут памятны строки: “Там вывел колкий Шаховской/ Своих комедий шумный ройˮ. Пушкин навсегда расставил точки над i в спорах о соотношении Шаховского и Озерова: “Там Озеров невольны дани/ Народных слез, рукоплесканий/ С младой Семеновой делилˮ (гл. 1, строфа 18), другими словами: Озеров обязан славой великой актрисе Екатерине Семеновой, а Шаховской – своим комедиям. Итак, первый вывод: канонизация может совершаться через прецедентный текст.
4 Однако понятно, что канонизация имени еще не означает канонизации творчества. Слава Шаховского оказалась изменчивой, с развитием русского театра и драматургии он постепенно утратил свои позиции, его сочинения перешли в “архив текстовˮ и вряд ли когда-либо вновь перейдут в “высокийˮ канон, где какое-то время находились. На примере Шаховского удобно рассмотреть как причины включения в канон, так и причины выпадения из него. Пример важен еще и потому, что речь идет о драматургии, которая представлена в русском литературном каноне гораздо более скромно, чем поэзия и проза.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 2, всего просмотров: 906

Оценка читателей: голосов 0

1. Блум Г. Западный канон. Книги и школа всех времен. М., 2017.

2. Вдовин А., Лейбов Р. Хрестоматийные тексты: Русская поэзия и школьная практика XIX столетия // Хрестоматийные тексты: русская педагогическая практика XIX века и поэтический канон. Тарту, 2013 (Acta Slavica Estonica, IV).

3. Гозенпуд А.А. А.А. Шаховской // Шаховской А.А. Комедии. Стихотворения. Л., 1961.

4. Греч Н.И. Опыт краткой истории русской литературы. СПб., 1822.

5. Греч Н.И. Учебная книга российской словесности, или Избранные места из русских сочинений и переводов в стихах и прозе, с присовокуплением кратких правил риторики и пиитики и истории российской словесности: В 4 ч. СПб., 1819-1822.

6. Загоскин М.Н. Сочинения: В 2 т. М., 1988. Т. 2: Комедии. Проза. Стихотворения. Письма.

7. История русского драматического театра: В 7 т. М., 1977. Т. 2: 1801-1825; М., 1978. Т. 3: 1826-1845.

8. Киселева Л.Н. Журнал “Зритель? и две концепции патриотизма в русской литературе 1800-х гг. // Проблемы типологии русской литературы: Тр. по рус. и славян. филологии: Литературоведение/ Учен. зап. Тарт. ун-та. Тарту, 1985. Вып. 645.

9. Лотман Ю.М. Поэзия 1790 – 1810-х годов // Поэты 1790 – 1810-х годов. Л., 1971.

10. Новашевская Карина. А. А. Шаховской – историк русского театра. Магистерская работа. Тарту, 2016.

11. Плавильщиков П.А. Театр // Плавильщиков П.А. Собрание драматических сочинений. СПб., 2002.

12. Русская Талия. Подарок любителям и любительницам отечественного театра на 1825 год / Издал Фаддей Булгарин. СПб., 1824.

13. Шаховской А.А. Комедии. Стихотворения. Л., 1961.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх