Проблемно-ориентированный подход в подготовке специалистов в России и за рубежом

 
Код статьиS181570410020697-1-1
DOI10.54884/S181570410020697-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры теории и истории педагогики
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: профессор кафедры воспитания и социализации
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (71)
Страницы180-190
Аннотация

В статье рассматривается современная ситуация в отечественном профессиональном образовании и его ориентация на подготовку специалистов для цифровой экономики. Представляются результаты исследования различных подходов к подготовке педагогов и специалистов для сферы образования в российских и зарубежных вузах. Раскрывается противоречие между отбором содержания профессиональной подготовки будущих специалистов и понимание преподавателями и студентами образа профессии, в рамках которой осуществляется эта профессиональная подготовка. Обосновывается необходимость понимания в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов педагогического смысла профессии, позволяющего улучшить отбор содержания профессиональной подготовки и обеспечивающего выпускнику возможность стать мобильным, конкурентоспособным, готовым к решению профессиональных задач в условиях динамичных изменений в различных сферах профессионального труда. Представляется опыт организации подготовки на основе проблемно-ориентированного подхода в России, Франции и Канаде. Обосновывается результативность этого подхода в подготовке специалистов при условии использования информационных и коммуникационных технологий.

 

Ключевые словацифровая экономика, информационно-коммуникационные технологии, профессия, педагогический смысл профессии, профессиональная подготовка педагогов, проблемно-ориентированный подход, задачный подход
Получено16.06.2022
Дата публикации04.07.2022
Кол-во символов22268
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Современная эпоха характеризуется интенсивным развитием цифровизации во всем мировом образовательном пространстве. Цели и задачи цифровизации в России заложены в Национальных проектах «Цифровая экономика» [1] и «Образование» [2] (в рамках которого реализуется отдельный Федеральный проект «Цифровая образовательная среда») на период 2018–2024 гг. Реализация этих задач в сфере образования невозможна без подготовки педагогов, обладающих определёнными личностными качествами, обеспечивающими возможность успешно решать свои профессиональные задачи.
2 Современные цифровые технологии усложняют общественные отношения и вызывают интенсивный рост информации, которые являются основным инструментом экономики нового типа. В современной литературе ее обозначают таким понятием как «цифровая экономика» [3].
3 Современное российское образование подвержено глобальным изменениям, происходящим в мировом образовательном пространстве. Система высшего образования является открытой для восприятия и целесообразного использования зарубежного опыта образования, для улучшения качества профессиональной подготовки специалистов в вузе.
4 В своем исследовании мы изучали теорию и практику различных подходов к подготовке педагогов и специалистов для сферы образования в российских и зарубежных вузах на примере Франции и Канады. Франция является политическим актором создания Европейского Союза, Болонского процесса, инициатором создания единого европейского экономического и образовательного пространства, и одновременно сторонником сохранения национальных интересов, направленных на развитие культурных и образовательных традиций, в частности, в подготовке будущих педагогов. В Канаде успешно реализуется политика мультикультурного образования, базовыми идеями которого являются развитие национального самосознания, самоуважения, понимания и принятия других культур в процессе сотрудничества и взаимодействия.
5 В Российской Федерации существует осознанная необходимость опережающей подготовки будущих специалистов, готовых к инновационным преобразованиям в сфере своей профессиональной деятельности. В этом случае проблема подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач является основным контекстом построения содержания профессиональной подготовки.
6 В исследовании использовались следующие методы: сравнительный, критический анализ; метод систематизации и классификации на основе изучения российских и зарубежных научных источников, обобщение.
7 Результаты исследования. В исследовании Э.В. Балакиревой изучались проблемы подготовки будущих педагогов во всем многообразии специальностей и профилей профессиональной подготовки в системе непрерывного педагогического образования [4].

всего просмотров: 297

Оценка читателей: голосов 0

1. Национальный проект «Цифровая экономика» на 2018–2024 гг. [Электронный ресурс] – URL: https://strategy24.ru/rf/management/projects/natsional-nyy-proyekt-tsifrova-ekonomika. (дата обращения 10.05.22г.).

2. Национальный проект «Образование» на 2018–2024 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения 10.05.22г.).

3. Бабкин А. В. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. № 3. С. 9-16.

4. Балакирева Э. В. Профессиологические основы педагогического образования: дис. … д-ра пед. наук. СПб, 2008. 451 с.

5. Formation professionnelle initiale [Электронный ресурс]. URL: https://www.sbfi.admin.ch/sbfi/fr/home/formation/formation-professionnelle-initiale.html#:~:text=La%20formation%20professionnelle%20initiale%20constitue,%E2%80%99exercice%20d%E2%80%99une%20profession ( дата обращения: 23.01.2022).

6. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Интеллектуальная Литература, 2020. 456 с.

7. Enseignement – Formation – Insertion [Электронный ресурс]. URL: https://www.cidj.com/metiers/metiers-par-secteur/enseignement-formation-insertion (дата обращения: 23.01.2022).

8. Маслова Л. С. Учебно-методическое обеспечение общепрофессиональной подготовки будущих экономистов в вузе: дис. … канд. пед. наук. СПб, 2021. 257 с.

9. Компетентностная модель современного педагога: учебно-методическое пособие // О.В. Акулова [и др.]. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 158 с.

10. Construire et faire vivre de véritables situations-problèmes en TECHNOLOGIE [Электронный ресурс]. – URL: https://eduscol.education.fr/sti/sites/eduscol.education.fr.sti/files/ressources/pedagogiques/3477/3477-situationprobleme-techno.pdf ( дата обращения: 15.02.2022).

11. Approche par problèmes: Qu’est-ce que l’approche par problèmes? [Электронный ресурс]. URL: https://aide.ccdmd.qc.ca/oas/fr/node/120 (дата обращения: 15.02.2022).

12. Морозов А. В. Творческое мышление в профессиональной деятельности современного педагога высшей школы / под ред. проф. Ю. П. Поваренкова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Ч. 2: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 19-20 ноября 2018 года. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. С. 140–143.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх