Problem-оriented approach to training specialists in Russia and abroad

 
PIIS181570410020697-1-1
DOI10.54884/S181570410020697-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the Department of Theory and History of Pedagogy
Affiliation: Herzen State Pedagogical University of Russia
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Professor of the Department of Education and Socialization
Affiliation: Herzen State Pedagogical University of Russia
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (71)
Pages180-190
Abstract

The article considers the current situation in Russian vocational education and its focus on training specialists for the digital economy. It presents the results of the study of various approaches to the training of teachers and specialists for the field of education in Russian and foreign universities. The article reveals the contradiction between the selection of the content of the professional training of future specialists and the understanding of the image of the profession by teachers and students, within which this professional training is carried out.

The article substantiates the need for understanding the pedagogical meaning of the profession in the process of professional training of future specialists, which allows improving the selection of the content of professional training and ensuring that the graduate becomes mobile, competitive, ready to solve professional problems in conditions of dynamic changes in various areas of professional work.

The article presents the experience of organizing training based on a problem-based approach in Russia, France and Canada. It substantiates the effectiveness of this approach in training of specialists, subject to the use of information and communication technologies.

 

Keywordsdigital economy, information and communication technologies, profession, pedagogical meaning of the profession, professional training of teachers, problem-oriented approach, task-based approach
Received16.06.2022
Publication date04.07.2022
Number of characters22268
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Современная эпоха характеризуется интенсивным развитием цифровизации во всем мировом образовательном пространстве. Цели и задачи цифровизации в России заложены в Национальных проектах «Цифровая экономика» [1] и «Образование» [2] (в рамках которого реализуется отдельный Федеральный проект «Цифровая образовательная среда») на период 2018–2024 гг. Реализация этих задач в сфере образования невозможна без подготовки педагогов, обладающих определёнными личностными качествами, обеспечивающими возможность успешно решать свои профессиональные задачи.
2 Современные цифровые технологии усложняют общественные отношения и вызывают интенсивный рост информации, которые являются основным инструментом экономики нового типа. В современной литературе ее обозначают таким понятием как «цифровая экономика» [3].
3 Современное российское образование подвержено глобальным изменениям, происходящим в мировом образовательном пространстве. Система высшего образования является открытой для восприятия и целесообразного использования зарубежного опыта образования, для улучшения качества профессиональной подготовки специалистов в вузе.
4 В своем исследовании мы изучали теорию и практику различных подходов к подготовке педагогов и специалистов для сферы образования в российских и зарубежных вузах на примере Франции и Канады. Франция является политическим актором создания Европейского Союза, Болонского процесса, инициатором создания единого европейского экономического и образовательного пространства, и одновременно сторонником сохранения национальных интересов, направленных на развитие культурных и образовательных традиций, в частности, в подготовке будущих педагогов. В Канаде успешно реализуется политика мультикультурного образования, базовыми идеями которого являются развитие национального самосознания, самоуважения, понимания и принятия других культур в процессе сотрудничества и взаимодействия.
5 В Российской Федерации существует осознанная необходимость опережающей подготовки будущих специалистов, готовых к инновационным преобразованиям в сфере своей профессиональной деятельности. В этом случае проблема подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач является основным контекстом построения содержания профессиональной подготовки.
6 В исследовании использовались следующие методы: сравнительный, критический анализ; метод систематизации и классификации на основе изучения российских и зарубежных научных источников, обобщение.
7 Результаты исследования. В исследовании Э.В. Балакиревой изучались проблемы подготовки будущих педагогов во всем многообразии специальностей и профилей профессиональной подготовки в системе непрерывного педагогического образования [4].

views: 299

Readers community rating: votes 0

1. Natsional'nyj proekt «Tsifrovaya ehkonomika» na 2018–2024 gg. [Ehlektronnyj resurs] – URL: https://strategy24.ru/rf/management/projects/natsional-nyy-proyekt-tsifrova-ekonomika. (data obrascheniya 10.05.22g.).

2. Natsional'nyj proekt «Obrazovanie» na 2018–2024 gg. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (data obrascheniya 10.05.22g.).

3. Babkin A. V. Formirovanie tsifrovoj ehkonomiki v Rossii: suschnost', osobennosti, tekhnicheskaya normalizatsiya, problemy razvitiya // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ehkonomicheskie nauki. 2017. № 3. S. 9-16.

4. Balakireva Eh. V. Professiologicheskie osnovy pedagogicheskogo obrazovaniya: dis. … d-ra ped. nauk. SPb, 2008. 451 s.

5. Formation professionnelle initiale [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.sbfi.admin.ch/sbfi/fr/home/formation/formation-professionnelle-initiale.html#:~:text=La%20formation%20professionnelle%20initiale%20constitue,%E2%80%99exercice%20d%E2%80%99une%20profession ( data obrascheniya: 23.01.2022).

6. Atlas novykh professij 3.0. / pod red. D. Varlamovoj, D. Sudakova. M.: Intellektual'naya Literatura, 2020. 456 s.

7. Enseignement – Formation – Insertion [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cidj.com/metiers/metiers-par-secteur/enseignement-formation-insertion (data obrascheniya: 23.01.2022).

8. Maslova L. S. Uchebno-metodicheskoe obespechenie obscheprofessional'noj podgotovki buduschikh ehkonomistov v vuze: dis. … kand. ped. nauk. SPb, 2021. 257 s.

9. Kompetentnostnaya model' sovremennogo pedagoga: uchebno-metodicheskoe posobie // O.V. Akulova [i dr.]. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2007. 158 s.

10. Construire et faire vivre de véritables situations-problèmes en TECHNOLOGIE [Ehlektronnyj resurs]. – URL: https://eduscol.education.fr/sti/sites/eduscol.education.fr.sti/files/ressources/pedagogiques/3477/3477-situationprobleme-techno.pdf ( data obrascheniya: 15.02.2022).

11. Approche par problèmes: Qu’est-ce que l’approche par problèmes? [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://aide.ccdmd.qc.ca/oas/fr/node/120 (data obrascheniya: 15.02.2022).

12. Morozov A. V. Tvorcheskoe myshlenie v professional'noj deyatel'nosti sovremennogo pedagoga vysshej shkoly / pod red. prof. Yu. P. Povarenkova // Sistemogenez uchebnoj i professional'noj deyatel'nosti. Ch. 2: materialy VIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, Yaroslavl', 19-20 noyabrya 2018 goda. Yaroslavl': RIO YaGPU, 2018. S. 140–143.

Система Orphus

Loading...
Up