Саморазвитие рабочего в процессе опережающей профессиональной подготовки

 
Код статьиS181570410020695-9-1
DOI10.54884/S181570410020695-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Директор
Аффилиация: Центр опережающей профессиональной подготовки «Профстандарт»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (71)
Страницы164-170
Аннотация

В настоящей статье актуализируется проблематика саморазвития рабочего в процессе опережающей профессиональной подготовки. Рассматривается общий социально-экономический, социокультурный контекст, включая инновационные процессы в экономике, гуманитаризацию общества, процессы цифровой трансформации. На микроуровне анализируется значение саморазвития для конкурентоспособности рабочих кадров, их устойчивости на рынке труда. Отдельное место в статье отводится вопросам методологии и теоретической базы исследования. В этой связи представлен ряд ключевых принципов и положений саморазвития рабочего в процессе опережающей профессиональной подготовки, которые в большинстве своем согласуются  и основываются на уже известных, устоявшихся в психолого-педагогической науке подходах. Экспериментальная часть статьи посвящена изложению и анализу данных опроса большой группы рабочих, обучавшихся по программам опережающей профессиональной подготовки. Проблематика опроса была связана с вопросами о том, какие компетенции и личностные качества определяют конкурентоспособность, профессиональную успешность и устойчивость рабочего на рынке труда. В этой связи определен ряд таких качеств и компетенций. Описываются средства и технологии их формирования, условия и механизмы саморазвития рабочего по направлениям, определенным в процессе курсовой подготовки.

 

Ключевые словапрофессиональная деятельность, опережающая профессиональная подготовка, саморазвитие рабочего, развитие профессиональных компетенций и личностных качеств
Получено16.06.2022
Дата публикации04.07.2022
Кол-во символов12357
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Опережающая профессиональная подготовка в последние годы стала устойчивой тенденцией и во многом определяет контуры современной системы подготовки рабочих кадров. Опережающая подготовка позволяет интегрально решать целый ряд задач экономического, социального характера, запуск новых и модернизация действующих производств, внедрение инновационных технологий; занятость и качество жизни населения, увеличение длительности сроков профессионального использования квалифицированных работников; др.) [1- 3; 5- 9].
2 Опережающая профессиональная подготовка также имеет гуманитарное значение. В процессе обучения происходит восстановление и приращение человеческого капитала. Конкретный человек, включаемый в программы обучения, получает дополнительные мотивационные стимулы, открывает для себя новые ценностные и мировоззренческие горизонты. Его профессиональное поведение становится более проактивным, происходит освоение новых, в том числе цифровых, социальных, сквозных компетенций. Все это, безусловно, повышает конкурентоспособность, устойчивость человека на рынке труда.
3 По данным Российской газеты (2020), 37 % российских граждан реализуют программы самостоятельного обучения. При этом доля тех, кто занимается саморазвитием, среди работающих россиян составляет 43 % [13]. Эти данные свидетельствуют о том, что современные рыночные реалии, состояние рынка труда все больше и больше убеждают работников в необходимости определения и реализации личных программ обучения, саморазвития в той или иной области, сфере работы, занятости. Все это – осознание того, что рыночная стоимость работника есть не просто сумма его знаний, навыков, компетенций, приобретенных в ходе формального обучения, а, скорее всего, то, что осваивается как потенциал саморазвития.
4 Материалы и методы. Материалами для подготовки настоящей статьи послужили публикации по проблематике развития человека и профессионала, опережающей подготовки рабочих кадров, их непрерывного профессионального образования. В ходе работы с источниками информации использовался ряд теоретических методов: анализ, синтез, обобщение. В качестве эмпирического метода применялся метод анкетирования.
5 Результаты. В.В. Розанов еще в далеком 1906 году писал: «Русскому рабочему, ремесленнику, мастеровому нужно еще учиться, просвещаться, приобретать технические сведения, которые подняли бы цену его работы» [10]. Из этого высказывания следует, что во все времена, как минимум в эпоху индустриального труда, от рабочего требуются не просто физические усилия, точность движений и четкое выполнение трудовых функций, но и нечто другое, что позволяет говорить о культуре производства, восприимчивости к инновациям, интеллектоемкости труда.
6 Учитывая актуальность вопросов опережающей профессиональной подготовки, ее социокультурную и гуманитарную значимость для современного этапа развития российского общества, экономики, нами проведено специальное исследование, посвященное вопросам саморазвития рабочего в процессе такой подготовки.

всего просмотров: 337

Оценка читателей: голосов 0

1. Багаутдинова Н.Г. Комплексная система опережающей подготовки высококвалифицированных кадров // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции (Оренбург, 03-05 февраля 2016 г.) Оренбург: Оренбургский государственный университет. 2016. С. 2301-2310.

2. Ваганова Е.В. Опережающая подготовка специалистов в соответствии с прогнозом формирующегося технологического уклада в России // Инноватика – 2015: сборник материалов XI Международной школы-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых /под ред. А.Н. Солдатова, С.Л. Минькова. Томск: Общество с ограниченной ответственностью «СТТ». 2015. С. 632-635.

3. Вачкова С.Н., Айгунова О.А., Махотин Д.А. Опережающая подготовка педагогических кадров на основе стандартов WorldSkills // Проблемы опережающей подготовки рабочих кадров на основе стандартов WorldSkills: сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции (Москва, 26-27 марта 2018 г.). М.: МГПУ, ООО «А-Приор». 2018. С. 6-10.

4. Голованова И.И. Саморазвитие и планирование карьеры: учеб. пособие. Казань: Казан. ун-т, 2013. 196 с.

5. Жуков Г.Н., Пахомова Е.А. Стратегия опережающего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2009. №1. С. 63-66.

6. Журавлева М.В., Башкирцева Н.Ю., Климентова Г.Ю. Проблемы опережающей подготовки линейных инженеров НГХК // Казанский педагогический журнал. 2019. Т. 132, в. 1. С. 36-43.

7. Зубарева А.А., Моргачева К.П. Опережающая подготовка кадров в нефтегазовых компаниях // Приоритетные модели общественного развития в эпоху модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые аспекты: материалы международной научно-практической конференции. В 5-ти частях /отв.ред.: Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. Энгельс: Общество с ограниченной ответственностью «Академия управления». 2016. С. 111-114.

8. Кислов А.Г. Об опережающем профессиональном образовании в условиях роста социально-экономической мобильности // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 1. С. 80-88.

9. Кожевников О.Л. Построение и реализация моделей опережающего профессионального обучения взрослого работающего населения: исходные основания // Человек и образование. 2020. № 2. С. 122-125.

10. Новое Время, 1906. 27 янв. № 10730. Интернет-источник - http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov_samorazvitie.html. (дата обращения: 04.05.2022).

11. Принцип развития в современной психологии / под. ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. 479 с.

12. Пять способов найти время на саморазвитие, не отвлекаясь от работы. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5dfc9f539a79479d5663e552. (дата обращения: 04.05.2022).

13. Успех и саморазвитие: ключевые идеи. [Электронный ресурс]. URL: https://4brain.ru/blog/uspeh-i-samorazvitie-kluchevye-idei/. (дата обращения: 04.05.2022).

14. Ложное и реальное саморазвитие. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/h7S8y. (дата обращения: 04.05.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх