Self-development of the worker in the process of advanced professional training

 
PIIS181570410020695-9-1
DOI10.54884/S181570410020695-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Director
Affiliation: Center for Advanced Professional Training
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (71)
Pages164-170
Abstract

The article actualizes the problems of self-development of the worker in the process of advanced vocational training. The general socio-economic, socio-cultural context (including innovative processes in the economy, humanitarization of society, the processes of digital transformation) of such self-development is considered. At the micro-level, the importance of self-development for the competitiveness of workers and their sustainability in the labor market is analyzed. A special place in the article is given to the issues of methodology and theoretical basis of the research. In this regard, a number of key principles and provisions of the worker's self-development in the process of advanced vocational training are presented, which are mostly consistent and based on the already known, well-established approaches in psychological and pedagogical science. The experimental part of the survey is devoted to the presentation and the analysis of the survey data of a large group of workers who studied in accordance with advanced vocational training programs. The survey data problem area was related to the issues about competencies and personal qualities which determine the competitiveness, professional success and sustainability of a worker in the labor market. In this regard, a number of such qualities and competencies were identified. The means and technologies of their formation, conditions and mechanisms of worker’s self-development in the areas defined in the course of preparation process are described.

 

Keywordsprofessional activity, advanced professional training, worker’s self-development, development of professional competencies and personal qualities
Received16.06.2022
Publication date04.07.2022
Number of characters12357
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Опережающая профессиональная подготовка в последние годы стала устойчивой тенденцией и во многом определяет контуры современной системы подготовки рабочих кадров. Опережающая подготовка позволяет интегрально решать целый ряд задач экономического, социального характера, запуск новых и модернизация действующих производств, внедрение инновационных технологий; занятость и качество жизни населения, увеличение длительности сроков профессионального использования квалифицированных работников; др.) [1- 3; 5- 9].
2 Опережающая профессиональная подготовка также имеет гуманитарное значение. В процессе обучения происходит восстановление и приращение человеческого капитала. Конкретный человек, включаемый в программы обучения, получает дополнительные мотивационные стимулы, открывает для себя новые ценностные и мировоззренческие горизонты. Его профессиональное поведение становится более проактивным, происходит освоение новых, в том числе цифровых, социальных, сквозных компетенций. Все это, безусловно, повышает конкурентоспособность, устойчивость человека на рынке труда.
3 По данным Российской газеты (2020), 37 % российских граждан реализуют программы самостоятельного обучения. При этом доля тех, кто занимается саморазвитием, среди работающих россиян составляет 43 % [13]. Эти данные свидетельствуют о том, что современные рыночные реалии, состояние рынка труда все больше и больше убеждают работников в необходимости определения и реализации личных программ обучения, саморазвития в той или иной области, сфере работы, занятости. Все это – осознание того, что рыночная стоимость работника есть не просто сумма его знаний, навыков, компетенций, приобретенных в ходе формального обучения, а, скорее всего, то, что осваивается как потенциал саморазвития.
4 Материалы и методы. Материалами для подготовки настоящей статьи послужили публикации по проблематике развития человека и профессионала, опережающей подготовки рабочих кадров, их непрерывного профессионального образования. В ходе работы с источниками информации использовался ряд теоретических методов: анализ, синтез, обобщение. В качестве эмпирического метода применялся метод анкетирования.
5 Результаты. В.В. Розанов еще в далеком 1906 году писал: «Русскому рабочему, ремесленнику, мастеровому нужно еще учиться, просвещаться, приобретать технические сведения, которые подняли бы цену его работы» [10]. Из этого высказывания следует, что во все времена, как минимум в эпоху индустриального труда, от рабочего требуются не просто физические усилия, точность движений и четкое выполнение трудовых функций, но и нечто другое, что позволяет говорить о культуре производства, восприимчивости к инновациям, интеллектоемкости труда.
6 Учитывая актуальность вопросов опережающей профессиональной подготовки, ее социокультурную и гуманитарную значимость для современного этапа развития российского общества, экономики, нами проведено специальное исследование, посвященное вопросам саморазвития рабочего в процессе такой подготовки.

views: 335

Readers community rating: votes 0

1. Bagautdinova N.G. Kompleksnaya sistema operezhayuschej podgotovki vysokokvalifitsirovannykh kadrov // Universitetskij kompleks kak regional'nyj tsentr obrazovaniya, nauki i kul'tury: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferentsii (Orenburg, 03-05 fevralya 2016 g.) Orenburg: Orenburgskij gosudarstvennyj universitet. 2016. S. 2301-2310.

2. Vaganova E.V. Operezhayuschaya podgotovka spetsialistov v sootvetstvii s prognozom formiruyuschegosya tekhnologicheskogo uklada v Rossii // Innovatika – 2015: sbornik materialov XI Mezhdunarodnoj shkoly-konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh /pod red. A.N. Soldatova, S.L. Min'kova. Tomsk: Obschestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «STT». 2015. S. 632-635.

3. Vachkova S.N., Ajgunova O.A., Makhotin D.A. Operezhayuschaya podgotovka pedagogicheskikh kadrov na osnove standartov WorldSkills // Problemy operezhayuschej podgotovki rabochikh kadrov na osnove standartov WorldSkills: sbornik materialov Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferentsii (Moskva, 26-27 marta 2018 g.). M.: MGPU, OOO «A-Prior». 2018. S. 6-10.

4. Golovanova I.I. Samorazvitie i planirovanie kar'ery: ucheb. posobie. Kazan': Kazan. un-t, 2013. 196 s.

5. Zhukov G.N., Pakhomova E.A. Strategiya operezhayuschego professional'nogo obrazovaniya // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2009. №1. S. 63-66.

6. Zhuravleva M.V., Bashkirtseva N.Yu., Klimentova G.Yu. Problemy operezhayuschej podgotovki linejnykh inzhenerov NGKhK // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2019. T. 132, v. 1. S. 36-43.

7. Zubareva A.A., Morgacheva K.P. Operezhayuschaya podgotovka kadrov v neftegazovykh kompaniyakh // Prioritetnye modeli obschestvennogo razvitiya v ehpokhu modernizatsii: ehkonomicheskie, sotsial'nye, filosofskie, politicheskie, pravovye aspekty: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. V 5-ti chastyakh /otv.red.: N.N. Ponarina, S.S. Chernov. Ehngel's: Obschestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «Akademiya upravleniya». 2016. S. 111-114.

8. Kislov A.G. Ob operezhayuschem professional'nom obrazovanii v usloviyakh rosta sotsial'no-ehkonomicheskoj mobil'nosti // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2017. № 1. S. 80-88.

9. Kozhevnikov O.L. Postroenie i realizatsiya modelej operezhayuschego professional'nogo obucheniya vzroslogo rabotayuschego naseleniya: iskhodnye osnovaniya // Chelovek i obrazovanie. 2020. № 2. S. 122-125.

10. Novoe Vremya, 1906. 27 yanv. № 10730. Internet-istochnik - http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov_samorazvitie.html. (data obrascheniya: 04.05.2022).

11. Printsip razvitiya v sovremennoj psikhologii / pod. red. A. L. Zhuravleva, E. A. Sergienko. M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 2015. 479 s.

12. Pyat' sposobov najti vremya na samorazvitie, ne otvlekayas' ot raboty. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5dfc9f539a79479d5663e552. (data obrascheniya: 04.05.2022).

13. Uspekh i samorazvitie: klyuchevye idei. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://4brain.ru/blog/uspeh-i-samorazvitie-kluchevye-idei/. (data obrascheniya: 04.05.2022).

14. Lozhnoe i real'noe samorazvitie. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://clck.ru/h7S8y. (data obrascheniya: 04.05.2022).

Система Orphus

Loading...
Up