Мотивационное программно-целевое управление качеством образования: от модели до внедрения

 
Код статьиS181570410020594-8-1
DOI10.54884/S181570410020594-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Руководитель Центра содержания и технологий обучения
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Москва, ул. Жуковского, 16
Должность: И.о. директора
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: ул. Жуковского, 16
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (71)
Страницы7-16
Аннотация

В статье рассматриваются основные аспекты разработки методологии формирования системы управления качеством образования: мотивирующий мониторинг органов управления образованием, анализ данных о системе управления образованием, единый федеральный кадровый резерв руководителей системы образования. В основу разработанной методологии положена модель мотивационного программно-целевого управления качеством образования. Система мотивационного программно-целевого управления является результатом развития и интеграции глобальных направлений мировой управленческой науки – рационалистического и поведенческого. Мотивационный компонент позволил обогатить традиционную модель управленческого цикла социально-психологическими принципами мотивационного управления и структурировать управленческий цикл на основе методов и механизмов мотивационного управления, что отражено в результатах внедрения модели.

Ключевые словасистема управления образованием, модель мотивационного программно-целевого управления качеством образования, мотивирующий мониторинг, модель анализа данных, кадровый резерв руководителей
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «ИУО РАО» 2022 года «Научно-методическое сопровождение формирования и функционирования единого федерального кадрового резерва руководителей системы образования».
Получено08.06.2022
Дата публикации04.07.2022
Кол-во символов21322
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Мероприятия национального проекта «Образование» [1] направлены на реализацию ключевых направлений развития системы образования: обновление содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка кадров для работы в системе, их переподготовка и повышение квалификации, создание наиболее эффективных механизмов управления отраслью. Данные направления обусловливают растущий запрос органов управления образованием всех уровней на развитие существующих моделей и инструментов управления качеством образования.
2 Процессы развития механизмов управления требуют создания системы мониторинга и оценки – базового инструмента организационно-управленческой деятельности. В настоящее время в Российской Федерации сложилась система оценки качества общего образования на федеральном уровне, включающая целый комплекс процедур оценки качества и государственной итоговой аттестации [2]. Однако в системе образования недостаточно сформированы механизмы выявления и решения проблем с точки зрения управления, несмотря на то, что результативная модель управления является одним из базовых условий достижения целей программ и проектов.
3 Совершенствование модели управления системой образования с целью повышения её эффективности является одной из приоритетных задач, стоящих перед органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования. Этот процесс обусловлен необходимостью развития федеральных, региональных, муниципальных, институциональных механизмов управления качеством образования на основе реализации комплекса мер, который направлен на формирование стандартизированных измерительных материалов оценки практик управления качеством образования, а также необходимостью повышения культуры управления образованием руководителей всех уровней, осуществляющих управление в сфере образования.
4 Сложность управления в неустойчивых социально-экономических условиях актуализирует задачу изучения и внедрения новых подходов и моделей в действующую систему управления качеством образования, которая исторически сложилась и определяет направление работы сегодня. С этой целью ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» разработана методология формирования системы управления качеством образования (далее – методология).
5 Основным методологическим вектором развития системы управления качеством образования является изменение парадигмы оценки с доминирующего акцента «оценка как измерение» на «оценку как основной механизм управления качеством образования».
6 Методология предполагает разработку следующих основных элементов системы управления качеством образования:
  • научно-методических основ формирования мотивирующего мониторинга органов управления образованием и модели анализа данных о системе управления образованием;
  • методических основ формирования кадрового резерва руководителей системы образования.

всего просмотров: 276

Оценка читателей: голосов 0

1. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г.[Электронный ресурс] Режим доступа: http://government.ru/info/35566/ (дата обращения 16.05.2022).

2. Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 №590/219 (с изменениями от 24.12.2019 №1718/716). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/554691568 (дата обращения 18.05.2022).

3. Шаламов И.К. Инновационное программно-целевое управление в сфере образования: инновационный потенциал и его реализация // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 1 (32). С. 149-163

4. Абрамов В.И., Миндзаева Э.В., Бешенков С.А., Чайко И.Л. Мотивирующий мониторинг как инструмент развития методологии анализа данных о системе управления образованием // Человек и образование. 2021. № 4 (69). С. 1-11.

5. Абрамов В.И., Миндзаева Э.В. Ключевые направления разработки концепции формирования единого федерального кадрового резерва руководителей системы образования Российской Федерации // Человек и образование. 2021. № 3 (68). С. 7-12.

6. Абрамов В.И., Миндзаева Э.В., Аринушкина А.А. Модель формирования и использования кадрового резерва руководителей системы образования Российской Федерации // Человек и образование. 2021.№ 4 (69). С. 12-22.

7. Чайко И.Л., Довбыш С.Е. Технология формирования программ повышения квалификации для специалистов органов управления образованием // Человек и образование. 2021. № 2 (67). С. 122-128.

8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения 16.05.2022)

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 05 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/70429494/ (дата обращения 16.05.2022)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх