Motivational program-targeted management of education quality: from model to implementation

 
PIIS181570410020594-8-1
DOI10.54884/S181570410020594-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Center for Learning Content and Technologies
Affiliation: The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»
Address: Moscow, 16 Zhukovsky str.
Occupation: Acting director
Affiliation: The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»
Address: 16 Zhukovsky str.
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (71)
Pages7-16
Abstract

The article discusses the main aspects of the development of a methodology for the formation of an education quality management system: motivating monitoring of education management bodies, a model for analyzing data on the education management system, and a single federal personnel reserve of education system leaders. The developed methodology is based on a model of motivational program-targeted management of the quality of education. The system of motivational program-targeted management is the result of the development and integration of global areas of world management science - rationalistic and behavioral. The motivational component made it possible to enrich the traditional model of the management cycle with socio-psychological principles of motivational management and structure the management cycle based on methods and mechanisms of motivational management, which is reflected in the results of the model implementation.

Keywordseducation management system, model of motivational program-targeted management of education quality, motivating monitoring, data analysis model, personnel reserve of managers
AcknowledgmentThe article is prepared as part of IEM RAE state task of 2022, topic of scientific research «Development of methodology for analysis and interpretation of data on the education management system».
Received08.06.2022
Publication date04.07.2022
Number of characters21322
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Мероприятия национального проекта «Образование» [1] направлены на реализацию ключевых направлений развития системы образования: обновление содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка кадров для работы в системе, их переподготовка и повышение квалификации, создание наиболее эффективных механизмов управления отраслью. Данные направления обусловливают растущий запрос органов управления образованием всех уровней на развитие существующих моделей и инструментов управления качеством образования.
2 Процессы развития механизмов управления требуют создания системы мониторинга и оценки – базового инструмента организационно-управленческой деятельности. В настоящее время в Российской Федерации сложилась система оценки качества общего образования на федеральном уровне, включающая целый комплекс процедур оценки качества и государственной итоговой аттестации [2]. Однако в системе образования недостаточно сформированы механизмы выявления и решения проблем с точки зрения управления, несмотря на то, что результативная модель управления является одним из базовых условий достижения целей программ и проектов.
3 Совершенствование модели управления системой образования с целью повышения её эффективности является одной из приоритетных задач, стоящих перед органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования. Этот процесс обусловлен необходимостью развития федеральных, региональных, муниципальных, институциональных механизмов управления качеством образования на основе реализации комплекса мер, который направлен на формирование стандартизированных измерительных материалов оценки практик управления качеством образования, а также необходимостью повышения культуры управления образованием руководителей всех уровней, осуществляющих управление в сфере образования.
4 Сложность управления в неустойчивых социально-экономических условиях актуализирует задачу изучения и внедрения новых подходов и моделей в действующую систему управления качеством образования, которая исторически сложилась и определяет направление работы сегодня. С этой целью ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» разработана методология формирования системы управления качеством образования (далее – методология).
5 Основным методологическим вектором развития системы управления качеством образования является изменение парадигмы оценки с доминирующего акцента «оценка как измерение» на «оценку как основной механизм управления качеством образования».
6 Методология предполагает разработку следующих основных элементов системы управления качеством образования:
  • научно-методических основ формирования мотивирующего мониторинга органов управления образованием и модели анализа данных о системе управления образованием;
  • методических основ формирования кадрового резерва руководителей системы образования.

views: 274

Readers community rating: votes 0

1. Pasport natsional'nogo proekta «Obrazovanie», utverzhdennogo prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam 24 dekabrya 2018 g.[Ehlektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://government.ru/info/35566/ (data obrascheniya 16.05.2022).

2. Metodologiya i kriterii otsenki kachestva obschego obrazovaniya v obscheobrazovatel'nykh organizatsiyakh na osnove praktiki mezhdunarodnykh issledovanij kachestva podgotovki obuchayuschikhsya (utverzhdena prikazom Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federatsii i prikazom Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki ot 06.05.2019 №590/219 (s izmeneniyami ot 24.12.2019 №1718/716). [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/554691568 (data obrascheniya 18.05.2022).

3. Shalamov I.K. Innovatsionnoe programmno-tselevoe upravlenie v sfere obrazovaniya: innovatsionnyj potentsial i ego realizatsiya // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012. № 1 (32). S. 149-163

4. Abramov V.I., Mindzaeva Eh.V., Beshenkov S.A., Chajko I.L. Motiviruyuschij monitoring kak instrument razvitiya metodologii analiza dannykh o sisteme upravleniya obrazovaniem // Chelovek i obrazovanie. 2021. № 4 (69). S. 1-11.

5. Abramov V.I., Mindzaeva Eh.V. Klyuchevye napravleniya razrabotki kontseptsii formirovaniya edinogo federal'nogo kadrovogo rezerva rukovoditelej sistemy obrazovaniya Rossijskoj Federatsii // Chelovek i obrazovanie. 2021. № 3 (68). S. 7-12.

6. Abramov V.I., Mindzaeva Eh.V., Arinushkina A.A. Model' formirovaniya i ispol'zovaniya kadrovogo rezerva rukovoditelej sistemy obrazovaniya Rossijskoj Federatsii // Chelovek i obrazovanie. 2021.№ 4 (69). S. 12-22.

7. Chajko I.L., Dovbysh S.E. Tekhnologiya formirovaniya programm povysheniya kvalifikatsii dlya spetsialistov organov upravleniya obrazovaniem // Chelovek i obrazovanie. 2021. № 2 (67). S. 122-128.

8. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 7 maya 2018 g. № 204 «O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2024 goda». [Ehlektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (data obrascheniya 16.05.2022)

9. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 05 avgusta 2013 g. № 662 «Ob osuschestvlenii monitoringa sistemy obrazovaniya». [Ehlektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/70429494/ (data obrascheniya 16.05.2022)

Система Orphus

Loading...
Up