Особенности профессионального тезауруса современных педагогов

 
Код статьиS181570410020578-0-1
DOI10.54884/S181570410020578-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры педагогики и андрагогики
Аффилиация: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: зав. кафедрой естественнонаучного образования
Аффилиация: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: заместитель начальника центра развития педагогического образования
Аффилиация: Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка
Адрес: Белоруссия, Минск
Должность: доцент кафедры теории и истории педагогики
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (65)
Страницы175-181
Аннотация

Статья посвящена проблеме развития профессионального тезауруса педагогов, представлены методики для исследования актуального состояния профессионального тезауруса современных педагогов, дана интерпретация результатов диагностики и определены особенности профессионального тезауруса педагогов.

Ключевые словапрофессиональный тезаурус современных педагогов, методики диагностики тезауруса, особенности профессионального тезауруса педагогов
Источник финансированияИсследование выполнено при поддержке РФФИ, проект № 20-513-00033 Бел_а.
Получено07.06.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов20060
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Одним из структурных элементов педагогической науки и практики выступает профессиональный язык. Терминологический ряд понятий отражает профессионально-педагогическое мышление педагога, которое подвержено изменению в различные исторические эпохи, особенно в периоды социально-экономических перемен. Актуальная научная задача – исследование движения и изменений профессионального тезауруса современных педагогов.
2 Исследование профессионального тезауруса педагогов определяется рядом положений. Прежде всего это параметр времени эпохи, в которой мы живем. Стремительные и радикальные изменения в обществе, связанные с ускорением темпов социального и технического прогресса, вызывают у человека «шок будущего», как защитную реакцию [7]. Скорость адаптации к новым условиям требуется более высокая, поэтому выросло и количество людей, испытывающих стресс, дезориентацию из-за очень большого числа перемен за слишком короткий срок. Сегодня необходимо адаптироваться не только к актуальным событиям, но и ожидаемым. Скорость движения стала более важным фактором социальной стратификации в условиях «текучей современности», которая характеризуется как постмодерн, глобализация, информационное и сетевое общество [3]. Сегодня говорят о переходе от структурированного плотного состояния мира к гибкому, мобильному, более пластичному. Чертами «текучей современности» выступают: сиюминутная жизнь, вечное движение и постоянное переключение внимания, освобождение от границ, изменение и возникновение новых форм понятия «место» и др. [3].
3 Параметр увеличения скорости жизни сказывается и на наиболее консервативной социальной системе – на образовании. Вместе с тем сама система образования вынуждена реагировать на вызовы времени через инновации в педагогической науке и практике, что в той или иной степени отражается на профессиональном тезаурусе педагогов.
4 Современное общество характеризуется как информационное, когда большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации [К.Шенон, Н.Виннер, Т.Умесао, А.Тьюринг, М.Порат, Й.Масуда, Т.Стоуньер, А.Н.Колмогоров и др.]. Информатизация общества характеризуется повышением роли информационных технологий, ростом в валовом внутреннем продукте доли информационных услуг, созданием глобального информационного пространства, развитием электронных образовательных средств. Огромный поток информации разного характера обрушивается ежедневно на человека через средства телекоммуникации, сети Интернет, каналы СМИ. В этой связи для человека и специалиста встает вопрос отбора объективной информации, уточнения и согласования понятий.
5 Изменения и в самой педагогике привели к обновлению профессионального педагогического тезауруса. Условия цифровой образовательной среды предоставляют возможность обучающимся выстраивать собственный образовательный маршрут при поддержке учителя. Содержание и способы деятельности обучающихся обусловливают их субъектную позицию, побуждающую к инициативной активности и самостоятельности. В процессе обучения приобретается возможность перехода обучающихся от одной формы к другой в рамках онлайн и оффлайн, а также комплексного использования средств мультимедиа. Таким образом, современный процесс обучения приобретает характеристики нелинейности [1, 2]. «Неоклассическая дидактика характеризуется высокой степенью диверсификации, которая проявляется в разных подходах и стратегиях обучения, в соответствии с которыми происходит проектирование и реализация целей, содержания, технологий и ресурсного обеспечения образовательного процесса» [5, с.139].

всего просмотров: 230

Оценка читателей: голосов 0

1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: книга для учителя /под общ. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. – С. 29.

2. Акулова О. В. Проблема построения нелинейного процесса обучения в информационной среде // Человек и образование. – 2005. – № 3. – С. 7–11.

3. Бауман З. Текучая современность. – СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

4. Вейдт В.П. Формирование профессионального тезауруса педагога: от теории к практике: моногр. /под науч. ред. Т.Б. Гребенюк. – Калининград: Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2016. – 176 с.

5. Педагогический словарь: Новейший этап развития терминологии / О. Б. Даутова, Н. А. Вершинина, М. Г. Ермолаева, Е. Ю. Игнатьева, О. Н. Крылова, Н. Н. Суртаева, О. Н. Шилова, С. В. Христофоров; под общ.ред. О. Б. Даутовой. – СПб.: КАРО, 2020. – 328 с.

6. Систематизация педагогического знания: методология исследования терминологии /под общ.ред. О.Б.Даутовой. – СПб.: Буквально, 2018. – 216 с.

7. Тоффлер Э. Шок будущего. – М.: АСТ, 2002.– 557 с.

8. Экономика знаний: кол. моногр. /отв. ред. д-р экон. наук, проф. В.П. Колесов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 432 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх