Features of modern teachers’ professional thesaurus

 
PIIS181570410020578-0-1
DOI10.54884/S181570410020578-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of Department of Pedagogy and Andragogy
Affiliation: St. Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Occupation: Head of the Department of Natural Science Education
Affiliation: St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education
Address: St. Petersburg
Occupation: Deputy Head of the Center for Teacher Education Development
Affiliation: Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank
Address: Belarus, Minsk
Occupation: Associate Professor of the Department of Theory and History of Pedagogy
Affiliation: Herzen State Pedagogical University of Russia
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (65)
Pages175-181
Abstract

The article is devoted to the problem of development of the professional thesaurus of teachers, presents methods for studying the current state of the professional thesaurus of modern teachers, presents the interpretation of diagnostic results and defines the features of teachers’ professional thesaurus.

Keywordsprofessional thesaurus of modern teachers, methods of diagnostics of the thesaurus, features of the professional thesaurus of teachers
Received07.06.2022
Publication date07.06.2022
Number of characters20060
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Одним из структурных элементов педагогической науки и практики выступает профессиональный язык. Терминологический ряд понятий отражает профессионально-педагогическое мышление педагога, которое подвержено изменению в различные исторические эпохи, особенно в периоды социально-экономических перемен. Актуальная научная задача – исследование движения и изменений профессионального тезауруса современных педагогов.
2 Исследование профессионального тезауруса педагогов определяется рядом положений. Прежде всего это параметр времени эпохи, в которой мы живем. Стремительные и радикальные изменения в обществе, связанные с ускорением темпов социального и технического прогресса, вызывают у человека «шок будущего», как защитную реакцию [7]. Скорость адаптации к новым условиям требуется более высокая, поэтому выросло и количество людей, испытывающих стресс, дезориентацию из-за очень большого числа перемен за слишком короткий срок. Сегодня необходимо адаптироваться не только к актуальным событиям, но и ожидаемым. Скорость движения стала более важным фактором социальной стратификации в условиях «текучей современности», которая характеризуется как постмодерн, глобализация, информационное и сетевое общество [3]. Сегодня говорят о переходе от структурированного плотного состояния мира к гибкому, мобильному, более пластичному. Чертами «текучей современности» выступают: сиюминутная жизнь, вечное движение и постоянное переключение внимания, освобождение от границ, изменение и возникновение новых форм понятия «место» и др. [3].
3 Параметр увеличения скорости жизни сказывается и на наиболее консервативной социальной системе – на образовании. Вместе с тем сама система образования вынуждена реагировать на вызовы времени через инновации в педагогической науке и практике, что в той или иной степени отражается на профессиональном тезаурусе педагогов.
4 Современное общество характеризуется как информационное, когда большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации [К.Шенон, Н.Виннер, Т.Умесао, А.Тьюринг, М.Порат, Й.Масуда, Т.Стоуньер, А.Н.Колмогоров и др.]. Информатизация общества характеризуется повышением роли информационных технологий, ростом в валовом внутреннем продукте доли информационных услуг, созданием глобального информационного пространства, развитием электронных образовательных средств. Огромный поток информации разного характера обрушивается ежедневно на человека через средства телекоммуникации, сети Интернет, каналы СМИ. В этой связи для человека и специалиста встает вопрос отбора объективной информации, уточнения и согласования понятий.
5 Изменения и в самой педагогике привели к обновлению профессионального педагогического тезауруса. Условия цифровой образовательной среды предоставляют возможность обучающимся выстраивать собственный образовательный маршрут при поддержке учителя. Содержание и способы деятельности обучающихся обусловливают их субъектную позицию, побуждающую к инициативной активности и самостоятельности. В процессе обучения приобретается возможность перехода обучающихся от одной формы к другой в рамках онлайн и оффлайн, а также комплексного использования средств мультимедиа. Таким образом, современный процесс обучения приобретает характеристики нелинейности [1, 2]. «Неоклассическая дидактика характеризуется высокой степенью диверсификации, которая проявляется в разных подходах и стратегиях обучения, в соответствии с которыми происходит проектирование и реализация целей, содержания, технологий и ресурсного обеспечения образовательного процесса» [5, с.139].

views: 229

Readers community rating: votes 0

1. Akulova O. V., Pisareva S. A., Piskunova E. V., Tryapitsyna A. P. Sovremennaya shkola: opyt modernizatsii: kniga dlya uchitelya /pod obsch. red. A. P. Tryapitsynoj. — SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2005. – S. 29.

2. Akulova O. V. Problema postroeniya nelinejnogo protsessa obucheniya v informatsionnoj srede // Chelovek i obrazovanie. – 2005. – № 3. – S. 7–11.

3. Bauman Z. Tekuchaya sovremennost'. – SPb.: Piter, 2008. - 240 s.

4. Vejdt V.P. Formirovanie professional'nogo tezaurusa pedagoga: ot teorii k praktike: monogr. /pod nauch. red. T.B. Grebenyuk. – Kaliningrad: Izd-vo Kaliningradskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya, 2016. – 176 s.

5. Pedagogicheskij slovar': Novejshij ehtap razvitiya terminologii / O. B. Dautova, N. A. Vershinina, M. G. Ermolaeva, E. Yu. Ignat'eva, O. N. Krylova, N. N. Surtaeva, O. N. Shilova, S. V. Khristoforov; pod obsch.red. O. B. Dautovoj. – SPb.: KARO, 2020. – 328 s.

6. Sistematizatsiya pedagogicheskogo znaniya: metodologiya issledovaniya terminologii /pod obsch.red. O.B.Dautovoj. – SPb.: Bukval'no, 2018. – 216 s.

7. Toffler Eh. Shok buduschego. – M.: AST, 2002.– 557 s.

8. Ehkonomika znanij: kol. monogr. /otv. red. d-r ehkon. nauk, prof. V.P. Kolesov. – M.: INFRA-M, 2008. – 432 s.

Система Orphus

Loading...
Up