Опыт применения междисциплинарного кейса в повышении квалификации учителя

 
Код статьиS181570410020480-3-1
DOI10.54884/S181570410020480-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Профессор
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (65)
Страницы98-104
Аннотация

Статья раскрывает академический взгляд и опыт авторов в организации профессионального развития учителя средствами междисциплинарного подхода и методологии кейс-стади.

Ключевые словакейс-метод, междисциплинарные задания, образовательный опыт, дизайн образовательной среды, осознанное потребление
Источник финансированияБлагодарим администрацию Школьной лиги “Роснано” за возможность организовать повышение квалификации учителей и провести тематическое исследование. Исследование выполнено при финансировании Фонда инфраструктурных и образовательных программ. Регистрационный номер гранта: 14/197-2019.
Получено01.06.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов19298
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Успешное профессиональное развитие учителя – это непрерывная практика поиска и разрешения противоречий, которые сам педагог считает барьерами в образовательном диалоге. Мотивация выявления этих барьеров, равно как и постановка задач по их самостоятельному преодолению – трудная личностная работа, системную помощь в выполнении которой должна оказывать система повышения квалификации. Суть такой помощи заключается в диалоге с учителем о таких категориях, как междисциплинарность, проектирование образовательных результатов, командная работа, системный анализ, самонаблюдение и рефлексия. Форматы этого диалога могут быть различны, но общими будут решаемые в нем задачи:
  • мотивация педагога к освоению нового опыта через практику саморазвития;
  • поддержка стремления педагога к пониманию необходимости развития исследовательского мышления в собственной деятельности;
  • развитие социального потенциала педагога в процессе командной и сетевой работы.
2 Ориентация сценария повышения квалификации учителя на решение этих задач предполагает использование методологии «case-study» (метод кейсов). Модель интенсивного повышения квалификации учителя, предлагаемая в статье, основана на идее “проживания” педагогом интеллектуальных, социальных, культурных смыслов, заключенных в междисциплинарном кейсе, который идентичен кейсу, предлагаемому подросткам.
3 Мы полагаем, что существуют критические различия между имплицитными представлениями школьных учителей о феномене междисциплинарности и современным научно-методическим знанием о нём. Сравнительный анализ российской и международной наукометрической баз данных – РИНЦ и Web of Science – показывает частоту упоминания и интерес к междисциплинарному подходу в науке и образовании. Понятию “междисциплинарности” в базе данных РИНЦ посвящено ровно в 10 раз меньше статей, чем аналогичному англоязычному понятию “interdisciplinary” в публикациях в базе Web of Science. В российской образовательной практике пока еще велика доля предметного преподавания, что мешает ученику видеть многие задачи человечества как проблемы междисциплинарного и системного характера. Российский образовательный обзор междисциплинарного подхода, в отличие от научного, лишь иногда выходит за пределы общих философских направлений для обозначения неизученных процессов или за пределы психо-дидактического дискурса, как в работе Осмоловской (2017) [6]. Однако есть и пример успешного перевода научных знаний, требующих изучения специалистами разных гуманитарных областей, в междисциплинарный методический дискурс [3].
4 Отметим еще несколько попыток разработки междисциплинарных заданий в методических целях [7, 8]. Такой способ обучения и развития познавательной деятельности ближе всего относится к образовательной модели Liberal Arts, характерной для яркого сегмента высшей школы, но редко задействованной в средней. Для решения этой проблемы необходимо преодолеть дидактические дефициты на уровне заданий школьных учебников, которые продолжают оставаться узкопредметными.

всего просмотров: 223

Оценка читателей: голосов 0

1. Гладких И. В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов //Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2005. – №. 2.– С. 169-194.

2. Гриффин П. (2016). " Навыки XXI века": новая реальность в образовании. eRazvitie [Электронный ресурс]. URL: http://erazvitie. org/article/navyki_xxi_veka_novaja_realnost.

3. Казакова Е. И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного исследования //Psychological Science & Education. – 2016. – Т. 21. – №. 4. – С. 102-109.

4. Казакова Е. И., Даринская Л. А. Case-study-технология проблемно-поискового анализа в вузовском образовательном процессе // Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: практика проектирования, анализа и применения: учебное пособие /под общ. ред. Н.В. Бордовской. – СПб., 2008. – С. 109.

5. Махотин Д. А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология // Вестник РМАТ.– 2014.– № 1.– С. 94-98.

6. Осмоловская И. М., Краснова Л. А. Проблема междисциплинарности в исследованиях процесса обучения //Образование и наука. – 2017. – Т. 19. – № 7.– С. 9-24.

7. Пономарёва О. Н. и др. Междисциплинарные задания в образовательном контенте электронных образовательных ресурсов //Молодежь. Образование. Наука. – 2018. – Т. 1. – №. 1-1. – С. 52-61.

8. Харитонова О. В. и др. Образовательные технологии инженерного образования: междисциплинарный подход // Инженерное образование. – 2017. – №. 21. – С. 117-121.

9. Barab, S. A., & Landa, A. (1997). Designing effective interdisciplinary anchors. Educational leadership, 54(6)., 52-55

10. Clark, J., Laing, K., Leat, D., Lofthouse, R., Thomas, U., Tiplady, L., & Woolner, P. (2017). Transformation in interdisciplinary research methodology: the importance of shared experiences in landscapes of practice. International Journal of Research & Method in Education, 40(3), 243-256.

11. Frodeman, R. (2013). Sustainable knowledge: A theory of interdisciplinarity. Springer. P.133

12. Hardré, P. L., Ling, C., Shehab, R. L., Nanny, M. A., Nollert, M. U., Refai, H., ... & Wollega, E. D. (2013). Teachers in an interdisciplinary learning community: Engaging, integrating, and strengthening K-12 education. Journal of Teacher Education, 64(5), 409-425.

13. Hersam, M. C., Luna, M., & Light, G. (2004). Implementation of interdisciplinary group learning and peer assessment in a nanotechnology engineering course. Journal of Engineering Education, 93(1), 49-57.

14. Klaassen, R. G. (2018). Interdisciplinary education: a case study. European journal of engineering education, 43(6), 842-859.

15. Klein, J. T. (2010). A taxonomy of interdisciplinarity. The Oxford handbook of interdisciplinarity, 15, 15-30.

16. Lattuca, L. R. (2001). Creating interdisciplinarity: Interdisciplinary research and teaching among college and university faculty. Vanderbilt university press.

17. McNair, L. D., Newswander, C., Boden, D., & Borrego, M. (2011). Student and faculty interdisciplinary identities in self‐managed teams. Journal of Engineering Education, 100(2), 374-396.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх